© “Россия – далее везде”.
Публикуется с разрешения автора.

 

Бродский Дмитрий

По странам и векам несётся конница,

которая крушит и подчиняет,

но двигатель истории – бессонница,

у тех, кто познаёт и сочиняет.

Игорь Губерман

Очерки психологии мировоззрения как основы просветительской практики

(опыт материалистического исследования основ этического сознания )

МОСКВА

2003

 СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Подход к проблеме
Глава 1. Осмысление проблемы формирования отношения к другому как иному

2

Основная часть

Глава 2. Общесистемный и психологический аспекты проблемы формирования отношения к другому как иному

 

5

Глава 3. Некоторые психологические основы конструктивной социальной толерантности (КСТ)

19

Заключительная часть

Глава 4. Педагогический аспект проблемы.

Тема: “Мировая культура на службе психокоррекции (депрограммирования) деструктивной социальной резистентности (ДСР) подростковУстановка на восприятие другого как иного в качестве темы преподавания в школе)

33

Библиография

1. Некоторые работы и идеи, использованные автором для обдумывания и написания данного очерка

2. Дополнительно рекомендуемые авторы

44

 

Представленная ниже работа объединяет материалы двух   лекции “Между деструктивной толерантностью и деструктивной резистентностью, “Формирование отношения к другому как иному. Подход к проблеме”, прочитанной в Российской государственной юношеской библиотеке в декабре 2002 года на общероссийском семинаре для школьных библиотекарей и школьных психологов.

Кроме того, в ней использована переработанная статья  Психологические основы конструктивной социальной толерантности”,  прочитаны в Ярославле на методическом семинаре в рамках проекта “Возможно быть другим” (Stiching Vredeseduatie В     статья, в качестве теоретической основы, была Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса” (Ростов – на - Дону, Молодёжная правозащитная группа – Ростов (ПрограммаТолерантность – мой шаг” - руководитель Микушин Фёдор) Молодежное Правозащитное Движение, 2002, с.с.142-159).

 

Подход к проблеме 

Глава 1 к другому как иному

1.1. Антропогенетический .

1.1.1. торжество стратегии освоения над приспособлением.

1.1.2. глобальный фактор

1.1.3. Проблематичность существования Человечества

1.2. цели1.2.1. личного участия в сохранении Человечества

1.2.2. благоприятного отношения к другому как иному – цель ответственного 1.2.3. фактор риска для Человечества 

 

 Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей

Кант

 

Слой человека в нас чуть-чуть

наслоен зыбко и тревожно;

легко в скотину нас вернуть,

поднять обратно очень сложно

Игорь Губерман

 

 

Глава 1. Осмысление проблемы формирования отношения к другому как иному.

1.1. Антропогенетический контекст рассмотрения проблемы.

80 тысяч лет назад биосфера Земли претерпела самую значительную революцию с момента возникновения жизни – появились первые люди современного типа – вид Homo sapiens. В чём же, по – существу, заключался этот качественный скачок эволюции ?

1.1.1. Возникновение Человечества, как торжество стратегии освоения над приспособлением.

Мне думается, живое существо, в деятельности которого освоительная приспособительнойцели, как это происходит у животных (в сравнении с растениями, у которых освоение может быть только объективным средством смысла. Как интуитивно верно сформулировал Андрей Дмитриевич Сахаров, что смысл человеческой жизни в экспансии. Я бы добавил - в сознательной экспансии.

 1.1.2. Человечество как глобальный фактор.

Еще через 70 тысяч лет, то есть за 10 тысяч лет до нашего времени, в результате освоительной деятельности человека, проявившейся в изобретении и утверждении на огромных пространствах Африки и Евразии  производительного хозяйства, Человечество стало, по утверждению Владимира Ивановича Вернадского, - геологической силой.

1.1.3. Проблематичность существования Человечества.

Всю историю Человечества можно сравнить с соревнованиемвозможностей воздействиясовершенствования распространенияобщественных отношений 

Вопрос заключается в том, успеетВ чём же заключается, по-моему, основная коллизия существования человечества?

Я утверждаю, что основным препятствием, которое мешает тому, чтобы совершенствование общественных отношений опережалоспецтехнологии разрушения (  “конфликт интересовментальнополитически -  Об “интересах”, которые обуславливаются вполне поддающимися осознанию потребностями и установками,Некоторые психологические основы конструктивной социальной толерантности (КСТ).

1.2. Формулирование цели мирозащитной просветительской деятельности.

 

Из Истории никто не выпутается

 1.2.1. Необходимость осознания личного участия в сохранении Человечества.

Таким образом, поле битвы: не мифологизированное “коллективное бессознательное” К.Юнга, а подсознание и сознание. Ведь в одиночку не спасётся никто. Понимая, что “нельзя объять необъятное” (К. Прутков), наше поколение не может претендовать на полное преодоление крупномасштабных “мировоззренческих” конфликтовспособствовать разрешению оных мирными (политическими, дипломатическими, экономическими и иными подобными) средствами, мы можем.

1.2.2. Формирование благоприятного отношения к другому как иному – цель каждого социально ответственного жителя Земного шара.

Таким образом, формулируется как насущная и не терпящая отлагательства для большей части Человечества цель – формирование благоприятного отношения к другому как иному. 1.2.3. Россия как фактор риска для Человечества.

В России выше поставленная цель особенно актуальна. Ибо Россия, с одной стороны, по возможностям разрушения (накопленному потенциалу средств массового поражения) представляет собой, поистине,стоит в одном ряду со странами, общество которых достигло ещё только поздневарварской стадии этико-правой организации. Это выражено в таком основном атрибуте как ориентации большинства её населения на “единство” (совместное существованиев ущербна жизнь, уверенность, благополучие, самостоятельность, значимость и реализованность,В нашем царстве-государстве все повязаны коварством Основная часть

Глава 2. Общесистемный и психологический аспекты проблемы формирования отношения к другому как иному

 2.1. Установка на восприятие другого как иного 2.1.1. Толерантность 2.1.2. “Толерантность” для систем разных уровней организации, и её свойства

2.1.3. “Резистентность” как свойство, противоположное толерантности

2.1.4. Механизм и факторы организации отношения к другому как иному

  2.1.5. Стратегии  ( или тактики) ответов зоологических и социальных систем на   "другое” как иное

 

2.2. Новая классификация отношения к другому как иному

2.2.1. Описание и обоснование четырёхступенчатого множества отношения к другому как иному

2.2.2. Полная классификация отношения к другому как иному у зоологических и социальных систем

2.2.3. Различие конструктивной социальной толерантности и конструктивной социальной резистентности

2..2.4. Место термина “ксенофобия” в предложенной четырёхступенчатой классификации

2.2.5. Специфика закономерностей систем разного уровня организации

2.2.6. Примеры проявления толерантности и резистентности систем в диапазоне от их конструктивности к деструктивности - на физиологическом уровне организации

2.2.7. Пример проявления толерантности и резистентности систем, в диапазоне от их конструктивности к деструктивности - на зоопсихологическом уровне их организации

2.2.8. Проявление всех возможных отношений к другому как иному в качестве установки социального индивида

2.2.9. Возможные ментальные и социальные последствия установок на другого как иного

 

Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет

Л

Глава 2. Психологический аспект проблемы.

2.1. Установка на восприятие другого как иного в качестве объекта исследования.

2.1.1. Толерантность как частный случай взаимодействия системы с другой системой.

Многие из читателей, наверняка, слышали или уже не раз применяли в своей практике термин "толерантность". Но многие ли пытались дать ему непротиворечивое определение?

В последнее время этой теме в нашей стране особое внимание придаёт группа психологов и педагогов, объединившихся вокруг Александра Григорьевича Асмолова. В статье, предваряющей сборник "На пути к толерантному сознанию" он сделал попытку дать представление о предмете. Из анализа его рассуждений я сформулировал такое определение термина "толерантность": Толерантность ( - это норма устойчивости (системы - ДБ) к конфликтам, как предпосылка её готовности к компромиссам. Такое объективистское определение вполне может быть применено как к социальным, так и биологическим (вернее, зоологическим) системам. В то же время в этом определении я вижу следующие слабые стороны.

Прежде всего, оно: а) ограничивает область применения термина пределами психологии б) заведомо придает термину “толерантность” позитивную оценку

в) не даёт ясности в том, где находится предел “компромисса”;

г) не открывает возможности увидеть последствияд) наконец, использование слова "норма" вводит нас в прямое заблуждение. Ведь такое определение задает слишком узкий контекст рассмотрения термина "толерантность". Возникает ошибочное предположение, что кроме толерантности, существует только "интолерантностьПредлагаю свой рабочий вариант определения термина "толерантность", позволяющий, как мне кажется, покинуть двухступенчатую классификациючетырехступенчатой  классификации.

Согласно этому определению, толерантность – это универсальное свойство систем (атомов и молекул, организмов, индивидуумов и социумов ) не оказывать сопротивления другим системам или агрегациям, взаимодействующим с ними.

Так, в этом смысле, толерантным можно назвать систему или агрегацию, пропускающую через себя электрический ток, - так называемый проводник.

 2.1.2. “Толерантность” для систем разных уровней организации и её свойства.

У древних римлян tolerantia и даже в математике.

хотя бы в одной точке принимают одинаковыесвойство неразличимостичувствительность, а и способность к различению. На химическом уровне имеет место реагентность (или реактивность) – то есть способность веществ вступать в межмолекулярное взаимодействие с образованием иных веществ. Толерантность вещества проявляет себя в его способности пропускать в своё межмолекулярное пространство молекулы другого вещества   (диффузия) без образования новых веществ. Органы неспецифической или специфической рецепции   ( ), так же как и органы сенсорного анализа, появляются только на уровне биологических , , зоологических систем.

простую неспособность системы обнаруживать внедрение в нее антигена - постороннего элемента. Речь здесь идет о неготовностик сопротивлению внешним для неё влияниям. субъективного ответа на внешний вызов возможно лишь у живых, более того, зоологических систем, то есть систем – носителей психики. Феномен движения вегетативных органов хищных растений внесубъектен, ибо это всего лишь интегрированный физико-химический ответ биоорганических агрегаций.

“толерантность биологических и социальных системсвойство приятия контрагента (другой системы или её элементов), неоказания ему сопротивления  ввиду возможного или реального его воздействия.

2.1.3. “Резистентность” как свойство, противоположное толерантности.

Какое же свойство противоположно толерантности  (терпимости, уступчивости)?

резистентность.

Резистентность это свойство биологической или социальной системы неприятия контрагента (другой системы или её элементов), оказания ему сопротивления  ввиду возможного или реального его воздействия.

 1.  

 

2.1.4. Механизм и факторы организации отношения к другому как иному.

Что же предшествует ответу зоологической или социальной системы на воздействие внешнего фактора – агента или, иначе, каков механизм организации ответа системы на другого как иного?

регистрацияидентификация его с помощью анализатора.

сенсибилизатор - фактор, доставляющий дополнительную энергию для осуществления процесса.

порог чувствительности системы к факторам воздействия на неё. Напомню, что порог чувствительности системы - это некое минимальное значение беспокоящего фактора, которое регистрируется ею.

только  повышает чувствительность систем к агентам (например, антигенам), но прямо не влияет на повышение их сопротивляемости этим агентам.

, зачастую, отмечается практическое отождествление терминов “сенсибилизация” и “резистентность”. Это означает фактическое не разведение понятий “чувствительность” и “противодействие”.

Сенсибилитантностьто есть способность его оказывать влияние на усиление чувствительности системылишь фактора. Далее, в процессе идентификации, система определяет характер и степень значимости фактора для системы (квалификация). И вот уже тогда, в зависимости от особенностей и состояния системы,   

2.1.5. Стратегии ( или тактики) ответов зоологических и социальных систем на другого”.

  (тактики “ответов” системы представлены в виде схемы.

Схема 1.

КОНФРОНТАЦИЯ

c   агентом

КОММУНИКАЦИЯ

с агентом

КАПИТУЛЯЦИЯ

перед агентом

 

 

 

АССИМИЛЯЦИЯ (уподобление агента 

себе)

  или

СОСЕДСТВО с  или (и)

БЕГСТВО от агента

или

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ или

 

ПРИЯТЕЛЬСТВО 

с агентом гентом или (и)

ПОДЧИНЕНИЕ

ЭЛИМИНАЦИЯ 

(устранение агента)

СОТРУДНИЧЕСТВО  с агентом

или (и)

 

ИЗГНАНИЕ агента

или

ДРУЖБА или (и)

 

 

УНИЧТОЖЕНИЕ агента

 

РОДСТВО

с агентом

 

 

Надеюсь, что читатель сам сможет разделить сюжеты связанные только с зоологическими системами и присущие социальным (антропным) системам.

, идентифицированквалифицирован как повреждающий фактор, система, при  определенных условиях, может начать с ним борьбу.

катализаторами, а факторы, способствующие ослаблению процессов - ингибиторами.

катализатор резистентных сил2.2. Новая классификация отношения к другому как иному.

2.2.1. Описание и обоснование четырёхступенчатого множества отношения к другому как иному.

Резистентностьконструктивнымидеструктивными (подобно “настоящим” и “ложным” грибам в лесу).  

виду, что таким образом квалифицируемые качества могут быть только у живых систем.

Конструктивная толерантность - такая толерантность, которая увеличивает вероятность устойчивого существования системы, и (или) совершенствования системы - её носительницы.

Деструктивная толерантностьнапротив, увеличивает вероятность противоположных процессов и результатов.

Конструктивная резистентность - это такая реакция на внешний фактор, которая ведёт к увеличению вероятности существования и совершенствования системы. 

Деструктивная резистентность, , ведёт  к увеличению вероятности разрушения самой сопротивляющейся системы.

на уровне целого организма, к  достаточно прозрачно сказал поэт-верлибрист Всеволод Некрасов:

- Спасай Россию.

А потом -

спасайся, кто может.

А кто же может спасти

спасителей,

да от спасителей же?

Кто может спасти?

 

2.2.2. Полная классификация отношения к другому как иному у зоологических и социальных систем, то есть систем, обладающих психикой.

Если применить выявленные различия отношения к другому как иному к указанным  Конструктивная психическая толерантность  увеличивает вероятность устойчивого функционирования и совершенствования системы - её носителя, а также той системы, частью которой она состоит.

Деструктивная же психическая толерантность, при равных условиях, уменьшает вероятность устойчивого функционирования и совершенствования системы - её носителя, а также той системы, частью которой она состоит.

Психическая резистентность - это свойство зоологической и социальной системы неприятия другой системы или её элементов и проявлений, направленность на оказание им сопротивления.

Можно ли различить типы психической "резистентности", подобно тому, как мы это сделали с "толерантностью"?

Конечно, можно. Я полагаю, что существует как конструктивнаядеструктивная психическая  резистентностьконструктивная психическая резистентность

Детруктивная    психическая резистентность 2.2.3. Различие конструктивной психической толерантности и конструктивной психической резистентности.

Различие обеих интенций заключается в способности к идентификации внешнего агента как вредоносного. Иными словами, если благоприятныенейтральные и конструктивной психической резистентности вредоносные агенты идентифицируются КПТ и КПР системами по-разному.

Конструктивной толерантной зоологической или социальной системе для идентификации вредоносного агента требуются качественно 2.2.4. Место термина “ксенофобия” в предложенной четырёхступенчатой классификации.

Возможен резонный вопрос:

А почему автор применяет сложный термин “деструктивная резистентность хотя есть и более экономный и общепринятый     - ксенофобия”? На что проще бинарная оппозиция: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - КСЕНОФОБИЯ, зачем "огород городить"?

Что шире по смыслу: деструктивная резистентность или ксенофобия ?

- Деструктивная Социальнаяксенофобия 

- чужой, Phobos - только одна из возможных её причин. К примеру, в основе ДСР может лежать не только страх перед чужим, но и страх перед разочаровавшим своим”, – “чужим”, и тем больший страх, чем большие надежды на этого своегопсевдоэстетическоекак  уродливому ("чернозадый", "цветной", "косоглазый", "картавый"). Так же причиной ДСР может быть холодное презрение к другому как “иному”, основанное на псевдорациональнойкак ничтожногогенерализованныймизантропия).

в сопротивлении чужому, но и в бегстве от "чужого" и в подчинении . (Смотрите ниже главу "Некоторые психологические основы конструктивной социальной толерантности").

Таким образом "ДР" - это вполне выверенный термин, обозначающий несводимое к другим, разрушительное для нихсоциальных систем2.2.5. Специфика закономерностей систем разного уровня организации.

Возможно и другое нарекание:

"Не является ли предложенное построение (деление на 4 перечисленные формы оценки другого) - одним из примеров редукционистского подхода к объяснению социальных отношений?"

Можно, конечно, в ответ на это заявление ограничиться напоминанием о том, что и термин "ксенофобия" вполне мог бы подпасть под определение "редукционизм", поскольку обозначает психические проявления, имеющие место не только в человеческом, но и в животном мире. Однако, меня как сторонника "критического диалектического материализма", , это не утешает. И поэтому, я вынужден сделать ещё одно теоретическое отступление.

 Существует ли специфика закономерностей систем разного уровня организации?

В соответствие с моим пониманием теории систем, процессы в них протекают согласно закономерностям, вытекающим из имманентных (внутренне присущих им) свойств.

Эти закономерностиНапример, свойством иметь какую-либо интенцию на "иное" обладают только живые разумныесубъект - объектные системы (2-ой тип).

Приведу ряд ситуаций, иллюстрирующих разные формы проявления интенции на "иное".

Так, деструктивную толерантность (ДТ)когда система не даёт должного отпора опасным для неё вызовам среды..

Одной из предпосылок для ДТ на уровне целого организма, кстати, служит дистресс (болезненный стресс) - то есть такой стресс, который делает живую систему не способной к борьбе с дополнительными воздействиями среды.. "Стресс без дистресса”, М., “Прогресс”, 1979).

Случается и такое, что организм настолько мобилизован, что не оказывает сопротивления разрушительному внешнему агенту, не распознавая (идентифицируя и квалифицируя) его. Когда же "убийца" начинает действовать, противодействие уже бесполезно или, во всяком случае, затруднено.

Конструктивная толерантность,Это такое отношение системы к "инородному", которое позволяет определить его значение для неё, и, если это целесообразно, включить его в структуру связей со средой без разрушительных для себя последствий.

Конструктивная резистентность (системы, также обладая приведёнными качествами конструктивной толерантности, позволяет ей успешно (на дальних подступах) противостоять разрушительным действиям вредоносных внешних агентов.

Примером КР на физиологическом уровне может служить иммунитет.

Наконец, деструктивная резистентность (ДР) - это такое отношение системы к внешнему агенту, которое создает интенцию неадекватного (в данном случае, чрезмерного) сопротивления ему и которое ведет к нарушению её функций и даже гибели.

Так бывает, например, когда организм, запуская механизм борьбы с инфекцией, настолько повышает свою температуру, что это приводит к разрушительным последствиям для самой системы. В книге "Адаптационный синдром" (данные по обобщающему труду психоаналитика Франца Александера "Психосоматическая медицина", М., "ЭКСМО-пресс", 2002, с.81) физиолог-системщик Ганс Селье убедительно показывает, как избыточная защитная активность организма, в частности выделение корой надпочечников слишком большого количества гормонов, приводит к "болезням адаптации", ведущих к гибели организма.

Мне думается, что любой организм, также как и социум, в зависимости от своего конкретного состояния, может быть носителем как деструктивного, так и конструктивного отношения к "инородному". Однако это не исключает крайних случаев, то есть устойчивых носительниц тех или иных интенций на ”.

Есть ли специфика отношения к "другому" на уровне физиологии организма и на уровне социумного взаимодействия, и в чём эта специфика заключается?

Конечно, есть, И, прежде всего, она сводится к организационно-уровневому различию механизмов:

а) регистрации контрагента;

б) оценки его значения для системы;

в) выбора ответа.

Так, для физиологического, предшествующих ответу. прямой реакции - Ж.) на воздействие.

Для случаев психофизиологическогодифференциациябезусловноусловно рефлекторных (И.П. Павлов) и рассудочных) механизмов.

В случае психосоциального к осознанию этих (регистрации, оценки и выбора формы ответа) процедур и, отсюда, к возможной сознательной корректировке отношения к "другому".

 2.2.6. Примеры проявления толерантности и резистентности систем, в диапазоне от их конструктивности к деструктивности - на физиологическом уровне их организации.

конструктивной толерантностью.

В то же время, неспособность организма обнаружить вредоносные вирусы и выработать против них антитела, как вы понимаете, явление отрицательное, деструктивнуюподдельной водкой группы подростков. В описанной ситуации погиб  самый физически здоровый парень. Других крутило и выворачивало наизнанку, но они выжили, А этот тихо уснул и не проснулся.

от  кроме как деструктивной?

2.2.7. Пример проявления толерантности и резистентности систем, в диапазоне от их конструктивности к деструктивности - на зоопсихологическом уровне их организации.

приведу пример из моих наблюдений, касающихся отношения животных к пище.

на звание долгожительницы? …

идентификации.

установление тождества объектов по их признакам. В данном случае, - тождества предмета и образа, запечатлённого как объект питания (подробнее об этом феномене вы сможете прочитать в следующем разделе).

глаза и самой реальной пищи - они бы оказались толерантнее к ней, и это бы стало залогом их долгого московского благополучия.

- я бы спровоцировал смену ДОМИНАНТЫ с пищедобывательной на оборонительную.

В животном мире действуют и более сложные схемы отношений особи со средой вплоть до формирования установок на другую особь, как иную. 

2.2..8. Проявление всех возможных отношений к другому как иному в качестве установки социального индивида.

Теперь мы почти уже подготовлены рассматривать в интересующем нас аспекте человеческое общество и отдельного человека. Осталось только обратить внимание читателей ещё на одно обстоятельство. Дело в том, что смысл соподчинения индивида и группы в человеческомживотногоСубъективный смысл существования особи, пусть даже самого “общественного” животного, просто отсутствуетцели средства (тактики)Объективный же (биологический) смыслособи заключается: а) в поддержании существования семейной группы подобных особей, их популяции и вида; б) в экспансии семейной группы подобных особей, их популяции и вида. субъективный смысл существования социализованного индивидуума зависит от уровня его социального самосознанияоним самим объективного смысласохранениюсовершенствованию Человечества. Почему именно Человечества? Да потому, что только Человечество представляет собой систему, посредством которой индивидуум может ожидать потенциально возможного удовлетворения своей потребности в реальном преодолении своей конечности.  только при условииустановку   (установка”  По Узнадзе, “установка” это Социальная же установка, согласно теории установки, это состояние готовности индивидуума к определённому восприятию и оценке социальных процессов, ситуаций и деятельности в них.) толерантнойрезистентной. Но это деление не очень приблизит нас к пониманию волнующей нас проблемы. Я имею в виду понимание того, чему необходимо нам противостоятьантагонистическимиконструктивнымидеструктивнымиКонструктивнаякооперацииДеструктивнойне ведая того, что творят, создают условия для разрушения кооперации в человеческом обществе, попустительствуя разгулу деструктивной социальной резистентности (ДСР), а именно, - распространению настроений тревожности, недоверия, ненависти между различными социальными группами и слоями. Каждый может без труда вспомнить множество примеров ДСР. Укреплению кооперативного начала в индивидууме и обществе посвятил все свои основные исследования и психотерапевтическую практику психиатр Альфред Адлер. Но он и сам не удержался от проявления деструктивной мировоззренческой резистентности, которая выразилась в его антибуржуазной (антипредпринимательский) ментальности.

конструктивной(как установкой) я понимаю  толерантность, которая способствует увеличению вероятности существования и совершенствования системы – его носительницы и той системы, частью которой она служит.

деструктивной, я понимаю такую толерантность, которая уменьшает вероятность её существования и совершенствования., сопротивления силам, носителям деструктивной мировоззренческой резистентности, а именно: уголовникам, расистам, радикальным анархистам, и другим различного рода тоталитаристам, тем самым, уменьшая вероятность совершенствования и существования  как себя самого, так и систем, которые он как часть образует. 

резистентности, уже упомянутой, деструктивной её формами.

Конструктивнаяэто такая установка, которая при некоторой повышенной мобилизации против неконтролируемого вмешательства опасных социальных агентов, тем не менее, сориентирована на конструктивное взаимоотношение всех элементов социума (в частности, на кооперацию между группами, составляющими Человечество) во имя увеличения вероятности его существования и совершенствования

Деструктивнаятакая установочная настроенность на сопротивление внешним агентам, которая в силу своей неадекватной агрессивности уменьшает вероятность существования и тем более совершенствования Человечества.

Как же проявляется каждая из 4 установок отношения к другому как иному в сфере социальных отношений?

конструктивно - резистентногооснованием лживые (обвинения или прямые оскорбления, для носителей конструктивной толерантности достаточным основанием для начала юридического сопротивления служат только призывы к насилию, прямое насилие. деструктивно - толерантнооправдываютдеструктивно-резистентныхминимальнопревентивную 

 2.2.9. Возможные ментальные и социальные последствия установок на другого как иного.

Четыре типа установок, внешнему агенту (те.

Любопытно, что применительно к социальным системамвосприятия контрагента соответствуют 4-м типам установок на оценку другихнормативных установок на другого(они в таблице выделены жирным 

Таблица 1.

 

Ничего

Всё

Нельзя

"Ничего нельзя, даже то, что можно" - "Все враги, даже друзья" - деструктивная социальная резистентность.

"Всё можно, кроме того, что нельзя" - "Все друзья, кроме врагов" - конструктивная социальная толерантность.

Можно

"Ничего нельзя, кроме того, что можно"конструктивная социальная резистентность

"Всё можно, даже то, что нельзя"деструктивная социальная толерантность

 

 

 

Итак, мы, подобно вирусологам, выделили "штаммы" различных установок. Среди прочих особенно проблемной представляется установка, обозначенная как деструктивная социальная резистентность (ДСР).

По моему, этот "вирус" - опаснейший порок человеческого сознания. Деструктивная социальная резистентность уже миллионы раз была “виновницей” страшных социальных эксцессовВот,Любую можно кашу моровую

затеять с молодёжью горлопанской,

которая Вторую Мировую

уже немного путает с Троянской...

 Глава 3. Некоторые психологические основы конструктивной социальной толерантности (КСТ).

3.1. Вместо вступления.  Основные предварительные выводы: «Психологические предпосылки конструктивно социальной толерантности (КСТ)  этически-полноценного человека»

3.2. Факторы и механизмы, предопределяющие достижение КСТ?

3.2.1. Тип совершенствования

3.2.2. Тип темперамента

3.2.3. Форма структуры индивидуальной сферы потребностей

3.2.4. Тип установки на ожидание от мира

3.2.5. Тип установки на отношение с миром

3.2.6. Тип самоидентификации

3 2.7. Тип интереса

3.2.8. Тип ожидаемой (субъективной) вероятности удовлетворения потребности

3.2.9.Тип установки на способ удовлетворения индивидуумом своих потребностей в контексте общения

3.2.10. Степень социализации (очеловечения)

3.2.11. Тип этико - правовой установки на отношение с социумом

 

Когда б вы знали, из какого сора

 растут стихи, не ведая стыда

как жёлтый одуванчик у забора,

 как лопухи, как лебеда

 Глава 3. Некоторые психологические основы конструктивной социальной толерантности (КСТ).

3.1. Вместо вступления.

Основные предварительные выводы.

В результате моих нижеприведенных рассуждений выкристаллизовался некий “сухой остаток”, с которым я бы хотел сразу ознакомить читателя.

Каковы же некоторые психологические предпосылки КСТ, характеризующие, согласно моим нынешним представлениям, этически-полноценного человека?

Это:

установка УВЕРЕННОСТИ, а не ТРЕВОЖНОСТИ;

установка на ОСВОЕНИЕ среды, а не на ПРИСПОСОБЛЕНИЕ к ней;

 

установка на РЕАЛИЗМ (а не ЦИНИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ И ФАНАТИЗМ), в качестве основания для оценки вероятности реализации своей индивидуальности;

установка на ЧЕЛОВЕЧЕСТВО в качестве системы уверенности потребности в идентичности существования, то есть ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ самоидентификация, а не самоидентификация с социумами меньшего масштаба;

установка на ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ (а не на ДИКОСТЬ или ВАРВАРСТВО) в решении проблемы справедливого распределения ресурсов, характеризующуюся принятием за исходную аксиому признание неотъемлемого права законно приобретённой собственности  - правовая установка (ЭПУ) индивидуума на ПАРЛАМЕНТАРНОСТЬ, а не на ТОТАЛИТАРНОСТЬ или АВТОРИТАРНОСТЬ, в качестве психико - мировоззренческого инструмента для обоснования границ деятельности другого лица или социума.

 необходимым  не достаточным конструктивной социальной толерантности. КЧто же касается парламентарной этико-правовой установки (ЭПУ), то мне она видится интегрирующей весь имеющийся позитивный опыт индивидуума и, в этом смысле, достаточным  3.2. Факторы и механизмы, предопределяющие достижение КСТ.

После приведенного списка, я думаю, уже видно, что конструктивная социальная толерантность, как и 3 остальные установки на инакость, есть состояние интегральное, складывающееся под влиянием многих факторов. Из дальнейшего это будет ещё яснее.

 3.2.1. Тип совершенствования.

Применительно к человеку, совершенствование социальной толерантности, по-моему, зависит от 3-от факторов развития, факторов формирования становления.

развития - это особенности  генетического   морфофизиологических изменений индивида как особи. Вероятно, одним из факторов развития служит ведущий способ восприятия реальности, определяемый преимущественным развитием левого или правого полушария мозга человека.

формирования - это социальные условия, в которых изменяется индивид как человеческая индивидуальность. В частности, факторы формирования могут скорректировать факторы развития; например, устранить слишком большую асимметрию проявлений лево- или правополушарности.

становления - это те сознательные влияния, которые применяет к себе сама эта человеческая индивидуальность, желая стать таким человеком, каким она себя видит в идеале, то есть личностью. То есть,самосознания.

прежде всего, на факторах формирования 3.2.2. Тип темперамента.

Для многих из вас не секрет, что в основе человеческих характеров лежит темперамент. Темперамент, по существу, - формирующаяся под влиянием физиологических пренатальных (действующих до рождения) факторов, специфическая совокупность процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы животных и человека.

Нейрофизиологическую основу темперамента изучил нейрофизиолог и психолог высшей нервной деятельности,

Павлова и его коллег, в основных своих чертах совпадают с формальным комбинаторным множеством, выраженным в форме таблицы, которую я предлагаю ниже.

 

 

Таблица 2

 

Низкая V (

Высокая V (

Низкая V (

 

 

ФЛЕГМАТИК

Высокая V (

 

 

САНГВИНИК

 

 

 

 

 

 

 

 По вертикальной шкале мы видим низкую и высокую скорость(V) возбуждения.

торможения.

Особенность темперамента сама по себе не определяет характер и степень выраженности установки на другого, но может повлечь  серьезные последствия в этом направлении под влиянием других факторов формирования человеческого индивида в первые месяцы и годы жизни.

И всё же, как мне думается, один из типов темперамента обладает большей предпосылкой для толерантности, а ещё один - наименьшей.

3.2.3. Форма структуры индивидуальной сферы потребностей.

, проходит в своем совершенствовании целый ряд этапов формирования потребностей. Наиболее продвинутые схемы - шкалы потребностей предложили, по моему мнению, основатель гуманистической психологии американец Абрам Маслов (Абрахам Маслоу) и психоаналитик Эрик Гомбургер Эриксон.

основных потребностей (

Схема 2

·          ·          

·         ·          

·         ·          

·         Н СУЩЕСТВОВАНИЯ

·          

·         ·          

·         ПОТРЕБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

·          

·         ·          

·         ЦЕЛОСТНОГО ·          

·         (дефицит воды, пищи, воздуха и т.п.), особь приходит в возбуждение и начинается поисковая деятельность.

 формируется потребность уверенного существования. И далее, в указанной последовательности, есть вероятность при благоприятных ГЕНЕТИЧЕСКИХ И  СРЕДОВЫХ 

3.2.4. Тип установки на ожидание от мира.

потребность уверенного существования тревожную доминанту невротического степени тревожности степень конструктивной толерантности.

тревожности страх- это боязнь чего-то конкретного, реальной угрозы, то тревожность это безотчётный, иррациональный страх. Более того, при нарастании тревожности снижается способность обнаруживать реальную угрозу реальный страх. Тревожность - это благоприятная питательная эмоциональная среда для выделения и фиксации ребёнком в качестве объектов уверенности социальных девиантов (хулиганов, злодеев), инверсивных систем уверенности (“Орден меченосцев”, ВКП (б), “Группа Туле”, Национал - социалистическая рабочая партия, РНЕ, Аум-Синрекё и т.п.) и приятия ксенофобских мифов.

положительной обратной связи. теории систем считается обратное действие объекта воздействия на субъект этого воздействия, способствующее усилению (конструктивного или деструктивного для субъекта) процесса.

детский консерватизм”. Между тем, сам же по себе (в пределах нормы реакции) он - вполне здоровое явление и обусловлен просто незначительностью опыта младенца.

А почему, собственно, консерватизм может быть только “детский”? Консерватизм может быть и подростковый, и юношеский, и зрелого возраста, Просто если детский консерватизм проявляет себя в блокировании чувственных ощущений, формирования  новых эмоций, юношеский - в блокировании  становления новых чувств, взрослый консерватизм - в блокировании созидания  новых концептов, усвоения  новых парадигм.

опыт показал, что в некоторых случаях тревожность можно постепенно вытеснять, актуализируя в сознании невротика его позитивные социальные связи (“давить” на его ”), а также поощряя или инициируя социально-конструктивные способы его реализации.

Так что же, согласно моему сегодняшнему пониманию, происходит в детстве?

3.2.5. Тип установки на отношение с миром.

установка приспособления закладывается  установка освоения мира.

общей установки на социум.

панический страх, - безудержная деструктивная ярость и агрессия.

(а я полагаю вообще постнатальной) жизни выделяют из окружающей среды так называемые “объекты запечатления” (Конрад Лоренц, ). ОБЪЕКТАМИ УВЕРЕННОСТИ”. Как,  догадался читатель, я  наличием у него ПОТРЕБНОСТИ УВЕРЕННОСТИ (шкалу потребностей – схема 2).

 с миром. В дальнейшем, если говорить о человеке, при благоприятном стечении обстоятельств объект уверенности низшего порядка заменяется объектами уверенности более высокого порядка: семьей, родом, племенем, народностью, нацией и, наконец, - Человечеством.

идентификации и самоидентификации.

3.2.6. Тип самоидентификации.

образца для поведения и взглядов осуществляется через механизм идентификации применительно к реалиям сознания.

Идентификация - это по существу - процесс и результат распознавания объектов внешнего (объективного) мира на основании известных признаков вплоть до отнесения этих предметов к тем или иным классам.

сознание  самоидентификация - одна из операций самосознания.

границы поля социальной толерантности. 

Построим общую классификацию самоидентификации.

(схема 3): 

Иерархия самоидентификаций

 

Иерархия

по предмету осуществления операции:

объективную (соматическую) и субъективную (психическую);

подсознательную и сознательную;

по обоснованности:

адекватную (отождествление с носителем покоя и уверенности) и инверсивную (по знаку проекции:

прямую (приписывание своих черт другим объектам)

обратную (приписывание себе черт других);

по масштабности:

персональную 

групповую (видовую, возрастную, половую, этническую, классовую, мировоззренческую и политическую).

3.2.7. Тип интереса.

Потребность уверенности существования познавательной интереса. Ещё И. П. Павлов выделил у высших млекопитающих такой феномен как “ориентировочный рефлекс”, названный им “что такое”. Я считаю, что так называемый дефицит уверенности.

первоначальный интерес приспособительный) интерес.

испуг станет основой  интереса, то такой оборонительный интерес сформирует: а)  к новым явлениям в их жизни и  легко мобилизуемые импульсы к нападению или бегству.

положительные эмоции и, , – познавательный (освоительный) интерес,  .

интерес - это мотив изучения предмета с целью выяснения его свойств, помогающих конструктивному контакту или конструктивному длительному взаимодействию с ним.

 познавательного  интереса лежат более сложные потребности, чем ПОТРЕБНОСТИ  УВЕРЕННОГО или БЛАГОПОЛУЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, а именно, потребность совместного существования  потребность самостоятельного существования.

ОСВОИТЕЛЬНОЙ составляющей деятельности животных и человека.

в широком смысле), которые связаны с образом его объекта уверенности - воспитателя, матери или их заменителя (об этом более полно см. ниже об экспериментах Т. Бауэра).

предтечей освоительного интереса служит приспособительный интерес, - механизм его уже другой: стремление к получению удовлетворения (хотя бы от созерцания предмета) и стремление поддержать возможность контакта (общения) с ним.

интерес распространяется от простых реалий ( интерес к предмету,  его изображению в рисунке или слове), к более сложным реалиям ( Должен ещё раз напомнить, что удовлетворенная потребность уверенности Такому характеру свойственна некоторая поверхностность отношений - со всеми, и ни с кем в особенности: к товариществу, но не к дружбе, к влюбчивости, но не к любви и т.п. Я бы назвал его коллективизмом низкого качества - дикарским или варварским.

ПРЕДМЕТНОГО общения, как показывают наблюдения и эксперименты (Бауэр, Т.), младенец обнаруживает интерес к тем предметам, которые находятся в руках объекта уверенности. На этом эффекте можно построить большую часть педагогики раннего возраста.

 младенчества, если ребёнок уверен в себе (или, вернее, не сомневается в своём объекте уверенности), он начинает интересоваться не только тем, что находится в руках объекта уверенности, но и в руках других значимых для него людей. В дальнейшем, в процессе усложнения психики ребёнка, на стадии ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО общения, ему становится интересно не только брать что интересно делать значимому другому. И так далее…. Этот феномен, сам по себе нейтральный, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для формирования характера. Положительно то, что ребёнок научается быть социальным - увлекаться интересами других людей и через это - другими людьми, расширять круг предметов своего интереса.

обратной инверсивной самоидентификации (или научиться завидовать другому. Таким образом, может сформироваться агрессивность, навыки ЭГОИСТИЧЕСКОГО поведения КОЛЛЕКТИВИСТСКИМ навыкам , (то есть его объект уверенности недостаточно убедителен, и младенец постоянно находится в поиске состояния уверенности), он будет стараться отдать свои предметы этому объекту в качестве дара (жертвы) ради своей уверенности. Таким образом, АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ натуры. Если же, наконец, у младенца нет убедительного опыта уверенности, и он уже отчаялся искать его, то такой младенец старается никому не давать предметы, которыми манипулирует сам, но и не интересуется теми, которые есть у других, следуя схеме: “Ничего тебе от меня - ничего мне от тебя” - то есть формируется как ЭСКЕПИСТ.

психический архетип индивидуума, некая мировоззренческая парадигма, на основе которой будет в дальнейшем строиться индивидуальность человека. Этот психический архетип имеет свои параметры.

ТЕМПЕРАМЕНТ, ОСНОВНЫЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ )Пчему я посвящу ниже специальный раздел).

3.2.8. Тип субъективной вероятности удовлетворения потребности.  

, скорей всего, имеет в основе ранее рассмотренный тип ожидания от мира. Эта установка может иметь любое значение по шкале от 0 до 1, где 0 - установка на невозможность удовлетворить свои экзистенциальные потребности. Этой установке соответствует состояние ОТЧАЯНИЯ, а противоположная, равная 1 - установка на безусловную возможность удовлетворения своих экзистенциальных потребностей. Ей соответствует состояние ВЕРЫ. ЦИНИЗМУ, ФАНАТИЗМУ. установок. Средняя точка (0,5) - обозначает состояние (установку) на рассудок, разум (МУДРОСТЬ). Она, соответственно, называется РЕАЛИЗМОМ. Между точкой 0,5 и 1(фанатизм) располагается точка, соответствующая состоянию (установке) на НАДЕЖДУ и названа мною РОМАНТИЗМОМ. Напротив, между отметкой 0 (цинизмом) и 0,5 располагается точка, соответствующая состоянию (установке) сомнения и обозначена мною как СКЕПТИЦИЗМ.

3.2.9. Тип установки на способ удовлетворения индивидуумом своих потребностей в контексте общения

Другой параметр, определяющий вектор становления индивидуума - УСТАНОВКА НА СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ, о котором я уже упоминал выше. Здесь за 0 принят установочный (воспринимаемый как лучший из возможных) отказ от какого-либо сотрудничества. “Лучше если я не буду ничего давать, и мне не будут ничего давать. Так спокойнее”. Этот тип назовем ЭСКЕПИЗМОМ,  (уйти).

КОЛЛЕКТИВИЗМ), ЭГОИЗМ), либо готов всё отдать другому, ничего не требуя взамен - то есть готов попасть в полную зависимость от другого - АЛЬТРУИЗМ. Все указанные типы в своей выраженной форме объединяет то, что они подпадают под определение термина НОНКОНФОРМИЗМ.

КОНФОРМИСТЫ.

Описанное множество можно изобразить так(схема 4)Множество

разработке, сделанной мной в целом лет 20 назад (в начале 80-х), предшествовала разработка учёного- психоаналитика Карен Хорни. В своей последней книге “Невроз и личностный рост” (1950) Хорни описала избираемые ребёнком – невротиком (переживающим базальную тревогу, возникающую от чувства незащищённости). Этими невротическими проектами (установками – Б.Д.) могут быть или движение “к людям”, или “против людей” или “от людей”. Мне было крайне приятно обнаружить, что я, не зная работы 3.2.10. Степень социализации (очеловеченности).

дикость, варварство, цивилизованность.

Так, индивидуум на стадии дикости свой образ жизни видит по тому или иному сценарию в зависимости от доминирующей установки на удовлетворение своих потребностей в контексте общения:

 ДОБЫТЬ (найти) - ПОТРЕБИТЬ

Для эгоиста - ДОБЫТЬ (отнять) - ПОТРЕБИТЬ

Для коллективиста - ДОБЫТЬ - РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО ДОГОВОРУ - ПОТРЕБИТЬ СВОЮ ДОЛЮ

Для альтруиста - ДОБЫТЬ - ОТДАТЬ - ПОТРЕБИТЬ ТО, ЧТО ВЕРНУТ

На стадии варварства, которая, возможно, доступна только коллективистам, схема отношений субъекта, ресурса и др. субъекта такова:

ПРОИЗВЕСТИ - РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО ДОГОВОРУ И ЗАКОНУ - ПОТРЕБИТЬ СВОЮ ДОЛЮ.

На стадии цивилизованности, которая, скорее всего, ТАКЖЕ достижима лишь для коллективистов, ПРОИЗВЕСТИ С ИЗЛИШКОМ - ПРОДАТЬ ИЗЛИШЕК - ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ - РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО ДОГОВОРУ И ЗАКОНУ - ПОТРЕБИТЬ СВОЮ ДОЛЮ

СПРАШИВАЕТСЯ, КАКАЯ ИЗ УКАЗАННЫХ СТАДИЙ ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ БОЛЕЕ ВСЕГО ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ К ТОЛЕРАНТНОСТИ?

это стадия цивилизованного человека, кооперации,

 

 3.2.11. Тип этико - правовой установки на отношение с социумом.

Они могут быть тоталитарными, авторитарными и парламентарными. Тоталитарная этико-правовая установка в свою очередь также может быть представлена в трёх формах – тиранической, деспотической и либеральной. Тонкости типологизации и классификации этико-правовых установок описаны в одной из моих статей (Бродский Д. “Опыт типологии систем государственного устройства”, в бюллетене “Обратная связь”, М., №№4, 5). Но уже сейчас могу сказать, что КСТ в наиболее полно выраженной форме можно обнаружить у социал -, либерал –, христианских и т.п. парламентарных демократов.

Вот пример этической оценки “других – иных” христианской демократкой :

Несчастен, кто беседует с гостем и думает о завтрашнем деле;

несчастен, кто делает дело и думает, что он его делает, а не воздух и луч им водят как кисточкой, бабочкой, пчелой кто берёт аккорд и думает, каким будет второй – несчастен боязливый и скупой.

И ещё несчастней, кто не прощает: он, безумный, не знает, как аист ручной из кустов выступает, как шар золотой сам собой взлетает в милое небо над милой землёй.

(Заключительная часть

Глава 4.  

Педагогический аспект проблемы Тема: “Мировая культура на службе психокоррекции (депрограммирования) деструктивной социальной резистентности (ДСР) подростков

(Установка на восприятие другого как иного в качестве темы преподавания в школе)

4.1.Различие подходов коррекции ДСР и выделение наиболее перспективного

4.2. Обращение к способности самоосознавать - 4.2.1. Что такое конструктивная и деструктивная социальная толерантность и резистентность применительно к особи, индивидууму, популяции, социуму?

4.2.2. "Каковы причины формирования ДСР этих и, прежде всего, социальных систем?"

Источники сведений

4.2.3. Какие объекты выбирают носители ДСР для своих "упражнений"?

Источники сведений

4.2.4. "В каких формах может проявляться ДСР?"

4.2.5. Какие факторы способствуют проявлению ДСР как в межиндивидуальных, так и межгрупповых отношениях?

Источники сведений

4.2.6. Какие факторы препятствуют проявлению ДСР?

Источники сведений

4.2.7. К каким последствиям ведёт ДСР самого её носителя и социум, от лица которого он действует?

Источники сведений

4.2.8. С помощью каких методов и методик идентифицируется ДСР?

Источники сведений

4.2.9. Как корректируется и снимается ДСР?

 4.3. Дополнительные организационные проблемы

4.4. Дополнительные теоретические проблемы

4.4.1. Почему все свое внимание в статье  автор уделил возможным дискриминаторам, насильникам и убийцам, а не их потенциальным жертвам?

4.4.2. Почему, в определении того или иного типа "установки системы на восприятие внешнего агента", - акцент делается автором на последствиях её деятельности для неё же самой - то есть СУБЪЕКТА (созидания или разрушения) или для системы, служащей сверхсистемой для неё, но не для ОБЪЕКТА, на который направлены вредоносные усилия этой системы?"

 

Свобода, глядя беспристрастно,

Тогда лишь делается нужной,

когда внутри меня пространство

обширней камеры наружной.

Игорь Губерман

4.1.Различие подходов к психокоррекции и выделение наиболее перспективного.

В данной главе я сосредоточу внимание читателей на методиках преодоления ДСР.

как бороться с этим злом?

применительно к нашим узким задачам, как строить процесс воспитания и образования в школе, используя те немногие выделенные часы школьной программы?

Можно, конечно, на уроках в лоб приводить примеры вопиющих проявлений деструктивной социальной резистентности (ДСР) и гневно и красноречиво осуждатьМожно рассматривать и квалифицироватьс точки зрения законов.

Можно, наконец, пытаться воздействовать на эмоциональную сферу учеников силой искусства:Но сможем ли мы "переманить" этими средствами на нашу сторону, на сторону человечности, на сторону Человечества уже закоренелых носителей "вируса" ДСР?

Вот в чём вопрос...

4.2. Обращение к способности самоосознавать - наиболее перспективный подход.

Я позволю себе предложить свой путь работы с детьми и подростками.

Моя методика предполагает не порицание ДСР в глазах учеников и не попытку вызвать сочувствие у них, ввиду созерцания чудовищных её проявлений. Мой способ - постараться на рациональномнаучном уровне вместе с ними разобраться в феномене ДСР, по возможности помочь ученикам обнаружить её скрытые предпосылки у себя в подсознании и разоблачать, подавлять и уничтожать их "в открытом бою". Иначе можно сказать, что предлагаемое мною средство борьбы с ДСР - обращение к разуму ученика, применение принципа пониманияпуть самоосознания.

4.2.1. Прежде всего, я бы помог ученикам разобраться в том, что такое конструктивная и деструктивная социальная толерантность и резистентность применительно к особи, индивидууму, популяции, социуму. –ой главе данных очерков.

   "Каковы причины формирования ДСР этих и, прежде всего, социальных систем?"

Факторов формирования этого состояния или соответствующей склонности индивида довольно много. Некоторые из них читатели прекрасно знают сами. Я считаю, что из-за обширности и неоднозначности темы, ей можно посвятить отдельную работу.

В данной статье ограничусь тем, что разделю причины формирования деструктивной социальной резистентности, так же как и всех других "установок на оценочное восприятие "другого", на объективныесубъективные. Если дело касается ДСР индивидуума, то к объективным причинам её формирования можно причислить различные неблагоприятные природные и социально - экономические обстоятельства. Например, потеря воспитателя в связи с его болезнью или смертью. Субъективные задающим контекст межличностных отношений. И само собой, - к самим межличностным отношениям.

Как я уже писал - это целая тема.

Здесь же я попробую лишь очертить круг источников, которые могли бы пригодиться для ответа на поставленный выше вопрос.

Мне думается, что в уяснении причин формирования ДСР могли бы быть полезны: художественные (в стиле критического реализма) произведения, биографическая или автобиографическая проза, педагогическая и психологическая литература и, в особенности, работы по психологии личности, этнопсихологии, психология детства (педопсихологии - Д.Б.) и, обязательно, по зоопсихологии. Можно привлечь также сведения из “конфликтологии” и, конечно, разработки по кибернетике (Н. Винер и др.) и теории систем. , для наших нужд неоценимы работы по физиологическим основам организации движения (сенсорные коррекции и иерархический принцип управления) Н.А.Бернштейна, лежащие в основе “теории организации физиологических функций” П.К. Анохина, к сожалению, не только научного соперника профессора Бернштейна.

 4.2.3.  Какие объекты выбирают носители ДСР для своих "упражнений"?

Объектами нападок, в зависимости от особенностей носителя ДСР, могут быть любые категории окружающих его людей или даже животных, растений, грибов, равно как и их атрибуты (одежды, предметы культа, здания, изображения и т.д.).

В этой части работы можно было бы выяснить вместе с учениками различие ДСТ, КСТ, КСР и ДСР 4.2.4. Следующим вопросом мог стать:

"В каких формах может проявляться ДСР?"

В результате наших обсуждений мы должны выстроить шкалу, диапазон которой простирается от отказа со стороны носителя ДСР (субъекта ДСР) в общении с объектом ДСР - обструкции (моральной изоляции) и до стремления его уничтожения (физической элиминации), воспринимаемого носителем ДСР как бесполезного или вредного.

 4.2.5. Какие факторы способствуют проявлению ДСР как в межиндивидуальных, так и межгрупповых отношениях?

Назову основные факторы, способствующие проявлению ДСР:

Объективные факторы: 

вызванная:

Это влечет за собой:

и

в конечном счёте, порождающих :

. перераспределение населения

. перенаселённость ( (превышение нормы плотности населения для данного социума - ДБ)( Конрад Лоренц, братья Рассел) одних регионов, при разрыве традиционных социальных связей (Эрих Фромм.) и депопуляция других;

отсюда:

Потеря же устойчивости в сообществе, в конечном счёте, всегда обусловлена:

Субъективные факторы:

. Перестройка системы управления всего сообщества, где нарушена традиционная законность при "легализации основных структурных изменений"(Сеймур Мартин Липсет).

или чрезмерно либеральными т законами,  

или чрезмерно либеральнымравоприменением,

или злонамереннымпопустительствомили дискриминационным, по сути - криминальным, правоприменениемили прямым дискриминационнымзаконодательством, прямо позволяющим осуществлять агрессию в отношении лиц, формально отличающихся от других.

4.2.6. Возникает и противоположный вопрос:

"Какие факторы препятствуют проявлению ДСР?"

Разработка этого аспекта проблемы чрезвычайно важна и требует особых усилий. Здесь же будет достаточно указать, что факторы, препятствующие проявлению ДСР, противоположны по своему содержанию факторам способствующимОбозначим необходимые для выполнения данной работы источники. Итак, работа над этими аспектами проблемы предполагает: привлечение данных и закономерностей, обнаруженных широким диапазоном наук. Среди них назову, зоопсихологию, социальную психологию (например, конфликтологию и психологию права), различные направления и разделы социологии (социологию права и пр.), политологии, экономики и, конечно же, психиатрии и педагогики.

 4.2.7. :

"К каким последствиям ведёт ДСР самого её носителя и социум, от лица которого он действует?"

Предлагая ученикам попробовать сформулировать некоторые из этих последствий, преподаватель и сам должен быть готов к ответу на этот важный вопрос.

При этом он должен быть готов услышать и ответы, оправдывающие дискриминацию в отношении тех или иных социальных групп.

При работе с детьми по этой теме я бы действовал более системно и детально в получении совместного с ними ответа.принципа обратных связейДополнительно можно выяснить у учеников: 

Какие науки, и какие другие источники информации могли бы помочь в ответе на него?

Что касается меня, то я думаю, что для ответа на этот вопрос могут оказаться полезными многие области социологии - от истории, как источника фактов, и до экономики и политологии. Кроме того, я бы использовал многие разделы психологии и особенно зоопсихологии, педагогическую психологию (педопсихологию - термин ДБ), психологию мировоззрения и некоторые разделы социальной психологии, такие как конфликтология, психология семьи и этнопсихология.

Ещё я бы привлёк данные и закономерности из экологии, как биологической науки,4.2.8. С помощью каких методов и методик идентифицируется ДСР?

У меня есть предварительный, краткий ответ на этот вопрос. Идентификация ДСР осуществляется с помощью психологических исследований, социологических опросов, культурологических исследований текстовых и изобразительных источников. Для этого используются существующие или создаются новые идентификационные шкалыклассификационные методики.

Лично я разработал и развил более десятка таких шкал, и готов в дальнейшем продемонстрировать их работу. Некоторые из них уже продемонстрированы в 3-ей главе данных очерков.

4.2.9. Наконец, мы должны вместе с учениками открыто и, по возможности, развернуто, ответить на вопрос:

" Как корректируется и снимается ДСР?"

Я убеждён, что более или менее развернутый путь, по которому мы только что пронеслись галопом, уже может многое дать для наиболее догадливых и предрасположенных к "конструктиву" учеников.

Здесь же я перечислю дополнительные меры, которые, по-моему, было бы целесообразно применить для приближения к решению поставленной сложнейшей задачи.

разнообразия освободиться от инфантильного принципасудить по себе";избавиться от чувства превосходства2. Помощьв самоидентификации в соответствии со знаниями, полученными на первом этапе коррекционной работы.

3. Конфиденциальное выявление (девиантныхчерт их психики иложных мировоззренческих напластований;

4. Выявление,возможных перспектив коррекции их установок5. Убеждение учениковв необходимости коррекции их социально неадекватных тенденций6. Рекомендациикорректирующих мер

Устранение травмирующей или провоцирующей тревожность обстановки.

6.2. Концентрация усилий в конструктивном направлении самореализации

Пересмотр отношения индивида к травмирующему фактору6.3.1. Расширение его сознания и сферы мотиваций;

6.3.2. Перестройка мотивационной структуры. При этом в результате то, что казалось главным, но травмирующим, должно сдвигаться в сторону периферии мотивационной иерархии индивида.

 

4.3.Дополнительные организационные проблемы

Должен заметить, что коррекционная работа не может быть осуществлена преподавателем без полноценной помощи психолога. А это - уже государственная проблема, ибо она требует серьезных дополнительных материальных затрат.

Есть и ещё вопросы, которые требуют разъяснения после знакомства с представленной работой.

 

4.4. Дополнительные теоретические проблемы

Читатели данной работы, особенно те, кто работает по темам: политический экстремизм, "Холокост" и т.п.,4.4.1. "Почему все свое внимание в статье автор уделил возможным дискриминаторам, насильникам и убийцам, а не их потенциальным жертвам? 4.4.2. И вообще, почему в определении того или иного типа "установки системы на восприятие внешнего агента" - акцент делается автором на последствиях её деятельности для неё же самой - то есть СУБЪЕКТА (созидания или разрушения) или для системы, служащей сверхсистемой для неё, но не для ОБЪЕКТА, на который направлены вредоносные усилия этой системы?"

Но когда мы говорим о сопротивляющейся или терпимой системе, мы, прежде всего, имеем в виду носителей этой терпимости или нетерпимости. И тогда резонен вопрос: "А какой смысл в этой терпимости или в этой нетерпимости для самой этой системы? Иначе (если не исходить из хотя бы искомой пользы для этой системы) получается какая-то патологическая ситуация - альтруизм или даже мазохизм.
В том-то и дело, что хотя "установка СУБЪЕКТА действия (или бездействия) на восприятие контрагента" направлена ВОВНЕ (на объект) и может, будучи реализованной,
 Нужно просто иметь в виду, что в межсубъектных отношениях каждая сторонасубъект действияобъект действия".

Отсюда усложняется сама проблема. Ведь и та, и другая стороны обладают какой-нибудь из установок на контрагента, и та, и другая стороны способны изменять среду и часто неочевидным образом. Вот с чем надо считаться конфликтологам и другим специалистам, работающим по смежным темам.

 Что же касается преподавателей и психологов (как практических конфликтологов), работающих с подростками по темам, связанным с формированием нормативного поведения, то апелляция к потребностям и интересам подростков, как актуальных и потенциальных субъектов действия, - есть наиболее действенный, и, в этом смысле, - незаменимый способ коррекции их взглядов.

В процессе работы над темой у меня возникли и перспективные вопросы для исследования и обсуждения с коллегами, возможными воспитанниками или иными заинтересованными лицами.
Например, интересно выяснить:

какие мотивы и, более широко, - совокупность каких причин лежит в основе не только деструктивной социальной резистентности (ДСР) и конструктивной социальной толерантности (КСТ), о чём у меня уже есть работа, но и конструктивной социальной резистентности (КСР), и деструктивной социальной толерантности (ДСТ)?
И всё же, всё же, даже если мы и это поймём
:

Прекрасна благодушная язвительность, с которой в завихрениях истории хохочет бесноватая действительность   над мудрым разумением теории.

 

Желаю терпеливому и пытливому читателю счастливого пути в дальнейшем увлекательном и бесконечном приключении разума по глубинам и высям многообразного человеческого подсознания, сознания и самосознания.

 

Библиография

1. Некоторые работы и идеи, использованные автором  для обдумывания и написания данных очерков:

 Адлер Альфред. “Практика и теория индивидуальной психологии”, М., НПО “Прагма, 1993. Анохин П.К. “Системная организация физиологических функций”. (В работах автора и его последователей педагог может почерпнуть сведения о механизмах организации психики и поведения животных и человека).

 Асмолов А. Г.Ахматова А. В кн. Бавина С. и Семибратова И. “Судьбы поэтов серебряного века”, М., “Книжная палата”, 1993.

 Бауэр Т. Бернштейн Н.АБродский Д.Web-страница группы “Обратная связь” по адресу: http://feedbackgroup.narod.ru/ Бродский Д. “Между деструктивной толерантностью и деструктивной резистентностью”, На сайте группы “Обратная связь”(Проект: “Ищу человека”)

 Бродский Д. "Некоторые психологические основы социальной толерантности”,  в сб. "Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса", Ростов - на - Дону, издательство "Дана", 2002, с.с.142-159, и на сайте группы “Обратная связь” (Проект "Ищу человека" - в разделе "Психология мировоззрения ").

 Буянов М Гербер А Глебкин В.В Губерман И Дембовский Я.Дембовский Я. Изард К Крушинский Л.В. "Биологические основы рассудочной деятельности", МГУ, 1977) ( Обоснование наличия рассудочной деятельности у животных как, улавливания ими нормальной связи элементов среды ).

 Лебединский В.В. и др. “Эмоциональные нарушения в детском возрасте”. (Исследование проблем организации эмоциональной жизни детей и методики преодоления тревожности и аутизма).

 Лёб Ж. "Вынужденные движения, тропизмы и поведение животных", Госиздат, М., 1918)

 Липсет Сеймур Мартин. Некрасов В. Стихи из журнала, М., “Прометей” МГПИ, 1989, с. 47

 Павлов И.П. “Избранные произведения”, М., ГИПЛ, с.с. 278 - 304. 

 Рид Д., М., Государственное издательство политической литературы (ГИПЛ), 1958.

 Седакова О. Селье Г, М., “Прогресс”, 1979.

 Селье Г. В книге "Адаптационный синдром" (данные по обобщающему труду психоаналитика Франца Александера "Психосоматическая медицина", М., "ЭКСМО-пресс", 2002, с.81. (Физиолог-системщик Ганс Селье убедительно показывает, как избыточная защитная активность организма, в частности выделение корой надпочечников слишком большого количества гормонов, приводит к "болезням адаптации", ведущим к гибели организма.).

 Узнадзе Д.Н. “Психологические исследования”, М., 1966 (Работа содержит основания теории установки, разработанной автором).

 Ухтомский А.А. “Собрание сочинений”, (Л-д, ИЛУ, 1962” (Работы содержат идею “принципа доминанты”).

 Фрейд З. Фромм Эрих Хайнд Р.Хейнрота, Хесса, Лоренца, Смита, Барона, Хершера и Рёбера).

 Хорни К. Эриксон Г. ЭрикЮнг К. ( В книге Сэмьюэлз Э, Шофтера Б., Плота Ф. “Критический словарь аналитической психологии К.Юнга”  (М., ЭСИ,1994, пер. с англ.).

 

2. Дополнительно рекомендуемые авторы:

Вернадский В.И. Дубровский Д.И.Кант Иммануил -  Лоренц Конрадзапечатления” или “схватывания” основных черт наиболее значимых для особи элементов среды, как основы формирования установок;

Маслоу Абрахам Наракидзе В.ГСахаров АСпилберг Ч.Тайлор Дж. - личностная шкала проявления тревоги.

 

Hosted by uCoz