Размышление по поводу
статьи Жана Бодрийяра
«Реквием по масс-медиа».
Совсем недавно, в 2003 году, в издательстве «Библион»
вышла книга известного современного философа Жана Бодрийяра
«К критике политической экономии знака», куда вошла
его давняя статья «Реквием по масс-медиа». В обновленном
виде эта статья превратилась в целый раздел, но основные
положения остались неизменными.
Бодрийяр пишет: «Главной характеристикой масс-медиа
является то, что они представляются неким «антимедитатором»…Вся
современная архитектура медиа основывается на следующем
определении: они суть то, что всегда запрещает ответ,
что делает невозможным любой процесс обмена… Вот в чем
заключается их подлинная абстрактность. И именно в этой
абстрактности находит свое основание система социального
контроля и власти
Чтобы правильно понимать термин «ответ» необходимо
принять его в его сильной версии: власть в «примитивных
обществах» принадлежит тому, кто может давать и кому
нельзя отдавать….Вот почему единственно возможная революция
в этой области…состоит в восстановлении возможности
ответа. Такая простая возможность предполагает опрокидывание
всей современной структуры медиа.».
Бодрийяр рассматривает в своей книге целый ряд предложений,
философских взглядом и подходов, связанных с возможностью
подобной революции и последовательно их опровергает.
Наиболее интересной в этом смысле является, на наш взгляд,
философия и целый ряд практических предложений Умберто
Эко, знаменитого писателя, философа и филолога. Вот
как излагаются эти взгляды в книге Жана Бодрийяра. «Эти
тезисы могут помочь нам вынести суждение касательно
гипотезы Умберто Эко. Вкратце они сводятся к тому, что
бесполезно менять содержание сообщения, необходимо изменить
коды чтения, навязывать чтению иной код. На долю принимающей
инстанции в этой гипотезе приходится самое важное действие,
поскольку они аротивопоставляют свой собстенный код
коду передатчика, она изобретает подлинный ответ, ускользая
от ловушки направленной коммуникации».
Бодрийяр, явно, не согласен с положениями Умберто Эко.
Однако, Бодрийяр никогда не жил в России, где мы можно
сказать, с молоком матери, научились изобретать свой
код информации, тем самым избегая ее ловушки.
Второе. Умберто Эко делает ставку на компьютерные технологии,
предложив еще десять лет назад всеобщее и доступное
пользование интернетом, интернет-кафе, обмен по всемирной
паутине той самой информацией, которая еще совсем недавно
была монополией масс-медиа. Сейчас практически все его
предложения воплощены в жизнь, но мы попали в новую
ловушку: ориентация в интернете становится проблемой
еще более сложной, чем сам интернет.
Мы никак не беремся участвовать в этом споре или присоединяться
к философским рассуждениям, но мы выбрали для решения
своей задачи – экология культуры , - столь актуальную
сейчас в России, электронные технологии, потому, что
они являются наиболее доступными и демократичными.
ЭСФИРЬ КОБЛЕР
|