Ольга СЕДАКОВА.
Памяти поэта.
Главное — величие замысла, как говорит Иосиф.
Из письма А. Ахматовой
1
Уставившись в небо,
в пустые черты
в прямую, как скрепа,
лазурь слепоты,
как взгляд берет внутрь,
в свой взвившийся дым
скарб, выморок, утварь,
все, что перед ним, —
как лоно лагуны,
звук, запах и вид
загробные струны
сестер Пиерид
вбирают, вникая
в молчанье певца
у края
изгнанья, за краем конца –
2Так мертвый уносит,
3
как руль
корабельщик, как конный — бразды,
как путники
угол
земли и звезды:
все мимо, все меньше:
молельня, базар...
Звук — странная вещь:
Мельхиор. Балтазар.
Заставы. Нагорья.
Секретный союз,
звук — странное горе:
служение Муз.
Чего же искал он,
дух, бросивший всех:
рог, верящий в Карла?
Дым, ищущий: вверх!
4
5Как дверца,
6
не тленья, не гари, не огненных мук,
дым — вечер моленья,
он, как Шива, сторук.
7
и над всею потравой,
над долинами слез
— О Господи, слава
Тебе — занялось! —
он встает на колени,
словно сердце царей,
дым благословенный
земных алтарей.
8...Вечернее море,
Там больше не вспомнят,
кто умер, кто жив.
Усталый наемник,
волов отрешив...
Что чище того,
что сгорело дотла?
Что бездне нет дна и
звездам нет числа...
9
забвения мак,
поминания мед
кто первый уйдет,
пусть с собой и берет —
туда, где, как сестры,
встречает прибой,
где небо, где остров,
где: Спи, дорогой!
Как сразу же услышит читатель, образцом стиха для этой вещи стало ахматовское “Путем всея земли”; услышит он и цветаевские обороты. Мне хотелось, чтобы две эти российские Музы участвовали в посвященных памяти Бродского стихах. Сам Бродский в стихах на смерть Элиота взял образцом оденовское “На смерть Йейтса” (Прим. автора).