«Человек обязан быть дерзновенным, дерзновением
воли стяжает он благодатные дары Духа. Когда он будет не один,
когда Дух будет жить в нем, тогда отпадет человечески самолюбивый
и суетный вопрос о размерах дарований» – так писал Николай
Бердяев в начале ХХ столетия. Передо мной лежит небольшая
книга Марины Вишневецкой «Опыты», достойная называться дерзновенной.
Об этой книге уже много написано, но написано все больше так
неумело или с таким непониманием сути, что остается только
руками развести. Книга получила, вернее отдельные рассказы,
получили самые серьезные премии за 2002 год , ведь недаром
же! Поэтому мне, простому читателю, захотелось сесть и написать
о том, что я увидела в этой замечательной прозе.
Книга состоит из шести рассказов и повести («О природе вещей»
я не касаюсь). Все произведения озаглавлены инициалами героев
и каждый имеет свой подзаголовок «опыта». В каждом произведении
речь ведется от первого лица, то есть перед нами исповеди
людей. Кстати, так же построены и «Повести покойного Ивана
Петровича Белкина». Умный читатель помнит: «повесть сию слышал
я от...» и дальше идут инициалы. Только у Вишневецкой завораживающая
красота Пушкинского слова заменена словом исповедальным, столь
необходимым нашему времени. Страна прошла через страшные переломы,
но не прошла через покаяние, которое нам так необходимо. Посмотрите,
что делается в церквях, мечетях, синагогах, в философских
кружках и разных сектах – люди ищут Дух, который войдет в
их сердце, и каждый выбирает свой путь. Но прийти к верному
решению можно только через покаяние, а значит, через исповедь.
Книга выстроена так, что читаем мы сначала исповедь духовной
нищеты, а потом, постепенно, переходим к вершинам человеческого
духа. Поэтому чтение этих исповедей хочется начать с конца,
с последней повести «А.К.С. (опыт любви)».
Начинается повесть так: «Я, Алла Сыромятникова... русская,
родилась в пятьдесят седьмом году в городе Копи, образование
высшее, сейчас мне сорок четыре полных года...Меня покрестили
в восемь месяцев, а о Боге я вспомнила, когда начала умирать».
И дальше идет исповедальный рассказ, рассказ о том, как человек
среднего рода превращается в женщину, как человек, воспитанный
в «стране атеистов» приходит к Богу. Недаром даны точные даты,
ведь за ними судьба нескольких поколений - в стране, где не
было мужчин и женщин, а были только строители коммунизма,
где не было Бога, а были решения партии. Эти позабытые уже
понятия сыграли роковую роль в психике постсоветского поколения
- ведь недаром современные мужчины столь женственны, а женщины
зачастую мужеподобны. История о том, как из куколки гусеницы
человек превращается в Женщину, – эта история не может не
быть драматичной. Пастернак, человек прошлой культуры, сказал:
«Быть женщиной – большая честь», но мы-то этого не знали,
мы только у него это прочли... Героиня Вишневецкой пытается
женское свое начало осознать как свое место в мире. «Под первым
номером у меня стоит «что такое женщина и в чем смысл ее жизни,
как я теперь это понимаю». А правильнее было бы сказать: как
я этого никогда не понимала и почти целую жизнь провела, считая,
что я прежде всего человек, на втором месте у меня стояло
– профессионал, а что я женщина...». И пусть новое поколение
не ухмыляется с издевкой – они тоже все перепутали. Путана
у них олицетворяет женственность, а мужественность олицетворяет
бандит. Им тоже придется пройти через драму покаяния. Но вернемся
к повести. Ведь написана она, говоря словами героини: «чтобы
вы тоже это почувствовали: в каком страшном заблуждении мы
проводим свою жизнь, день за днем, минута за минутой».
Кажется, повествование идет о жизни благополучной. Вырвавшись
из маленького городка с его загустевшей жизнью, героиня повести
приезжает в Москву, поступает в институт, удачно выходит замуж
за москвича, «поддавшись инстинкту жизнеустройства». Рожает
дочь, состоялась на работе, во времена перелома не растерялась,
вписалась в новую жизнь и даже почувствовала себя женщиной
деловой, современной и симпатичной. Только вот звоночки были
в этой благополучной жизни. Сначала первая любовь, в которой
жила вся как «червяк в яблоке», телефонные звонки больной
матери из больницы, на которые сердцем не могла ответить,
муж, который ее любя, «гасил» все женское в ней так, что о
женской сути своей забывала, вдруг полный крах: большая, огромная,
все заполняющая любовь и неумение лгать даже ради сохранения
семьи, даже ради ребенка. Что же это - любовь или прелюбодеяние?
Уже придя к своему смертельному, наказанию вспоминает Евангелие:
«Но Он верил, что человек способен сделать над собой усилие,
стоит ему только задуматься и осознать простые слова: кто
смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал
с ней в сердце своем». На мужчине лежит грех за прелюбодеяние,
на женщине – за ее слабость. Причем от века – мужчина не несет
наказания, женщину же побивают камнями. Пройдя через испытания
любовью, героиня повести не только наказывается смертью, но
и в великой Высшей любви обретает вторую жизнь. Причиной смертельной
болезни стала нелюбовь. Человек, живший большой любовью, вне
ее жить не может. Понять возлюбленного Аллы можно: в этой
женщине, действительно, много инфантильного. Только совсем
чистые глаза могут увидеть вокруг холодного и прагматичного
Немцова какое-то сияние, только наивный человек может ждать
от уставшего и много пережившего москвича какое-то особое
участие в судьбе принцессы Дианы. Какое мне дело, мне, прошедшему
муки нужды и переломов жизни, до этой, пусть и возвышенной
судьбы. Понять его можно, простить... простить может только
любовь. Недаром в конце повести цитируются знаменитые слова
апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь
не завидует. Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит».
И самой героине была дана новая любовь, но любовь высшая.
Бог, в милосердии своем, дарует ей вторую жизнь тогда, когда
уже, казалось, должна она умереть, дарует ей дни для того,
чтобы могла она прозреть и прийти к Нему. «Ведь спасение бывает
нам дано не только по нашим заслугам, а еще и по благодати»,
- прозревает героиня. Исповедь ее – это покаяние, это вопрос,
заданный Львом Толстым, когда Иван Ильич понимает, жизнь прожил
не так, «а как надо?». Здесь тоже перед смертью найден ответ.
«А для меня такой камертон – «Лествица» Иоанна Лествичника.
И вся моя жизнь сейчас – в устремлении взять эту недостижимую
ноту. Пусть для начала хотя бы на миг.
«Боязнь смерти есть свойство человеческого естества, происшедшее
от преслушания; а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных
согрешений. Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно
показать свойства двух естеств».
В нашей литературе еще не было, пожалуй, столь христианской
повести о любви и смерти. Здесь все подчинено Духу, ибо только
две вещи воспитывают душу человека – любовь и смерть.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.....
Следующий по нашему разбору рассказ «И.А.Л. (опыт принадлежания).»
О нем даже говорить трудно, настолько он щемящий и острый.
Во-первых, принадлежания кому, чему? Национальной идентификации.
Принадлежности к еврейству. Через что? Через гонения и смерть,
через мужество жить и выжить? А больше зацепиться не за что.
«Какая же ты еврейка? – спрашивает подруга героиню. – Языка
не знаешь, в синагогу не ходишь». Более того, по кругу чтения
мы определяем тяготение героини к христианству. Только вот
здесь в этом круге чтения, от Розанова до архимандрита Иустина
(Поповича), пишущего в наши дни, сквозит таким антисемитизмом,
который фактически оправдывает все то, что произошло во время
войны. Это поголовное убийство стариков и детей, происходившее
при полном одобрении населения, и только немногие «праведники
мира» спасали по мере сил тех, кого могли спасти. Это опыт
мужества, передающийся из поколения в поколение: от бабушки
к матери, от матери к внуку. Простить, забыть и жить. Не просыпаться
по ночам от веселого крика трехлетнего ребенка: «Рихтер идет!».
Детская игра, упоминание имени начальника гетто, стоившее
жизни большей части семьи. Впрочем, доморощенные фашисты отрицают
и гетто, и газовые камеры, и поголовное уничтожение евреев.
Но об этом следует помнить нам, забывшим язык, синагогу, принявшим
христианство, мы вдвойне ответственны за все. Впрочем, к чему
подробный анализ маленького, но столь значимого рассказа?
История российского еврейства закончена. Ее итог подвел Солженицын
в книге «200 лет вместе», в книге во многом несправедливой
по отношению к евреям, но собравшей и увековечившей многие
факты совместного сосуществования. Так вот, я обращаюсь к
Александру Исаевичу с предложением, жаль он не услышит меня,
как давно не слышит никого в этой стране, чтобы уравновесить
тон книги, напечатайте при переиздании в конце второго тома
этот маленький рассказ Марины Вишневецкой абсолютно конгениальный
всей книге. История должна быть полной. Прочитав этот рассказ,
хочется вспомнить:
...Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей
Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро...
Рассказ О.Ф.Н. (опыт истолкования) - наивная попытка истолкования
наивного творчества. Когда читаешь его, так и видишь перед
собой Пиросмани или Руссо-таможенника. «Я бы хотел к каждой
из своих картин написать отдельное, на правдивых фактах основанное
пояснение. Правда жизни сегодня стала товаром повышенного
спроса, и с этим нам ни в коем случае нельзя не считаться».
Подробное и яркое описание картин, говорит о незаурядном художественном
видении Вишневецкой. Если эти картины не существуют, то их
следует написать. Самораскрепощение героя-художника – тоже
исповедь . Исповедь в картинах, исповедь в жизни. А жизнь
эта странная и нелегкая, но такая, какую может рассказать
каждый третий на территории бывшего СССР. Попытка, по словам
героя, «рассказать незнакомым людям о самом себе, рассказать
решительно, просто и смело и с чувством самоуважения...» .
Личная жизнь и жизнь картин переплетаются в этой исповеди.
Так и хочется вспомнить слова Пушкина о Байроне, о том, что
толпа желает видеть в гении такого человека как они, что он
так же ест, пьет, полон слабостей и пороков. «Врете !- восклицает
Пушкин. – Так же да не так». Грустно другое: с одной стороны
– исповедь, с другой – всё на продажу. Времена. Но оправданием
может быть только та наивность, которая есть в творчестве
и в душе художника.
Блаженны нищие духом ибо их есть Царствие Божье...
Ну вот теперь мы подошли , может быть, к самому главному
в книге – рассказу «М.М.Ч.(опыт возвращения)». Исповедь человека,
прожившего большую и хорошую жизнь. Была семья, хорошая работа,
высокие должности, любимое дело, любимая женщина. А теперь...
«Я потерял любимую жену, с которой прожил без малого тридцать
шесть лет, похоронил родителей, мой старший сын с семьей живет
в другой стране». И что же остается с человеком, когда он
возвращается как в младенчестве – только к самому себе?
Остается только то, что ты есть или то, что есть в тебе. Талантливый
человек ищет исток своего таланта.
«Я помню себя приблизительно с двух с половиной лет.
Когда мне было четыре года, уж это я помню точно, я мог подпрыгнуть,
расставить руки и зависнуть сантиметров в двадцати над землей.
Ненадолго, секунд на пять-семь.» И еще: «Я стою, задрав голову,
босой, в одних трусах, вскоре меня пробирает озноб. Звезды
подрагивают со мной вместе, но упрямо не падают. Я верчусь,
судорожно шарю по небу глазами и вдруг – я хорошо помню это
потрясшее меня вдруг – вижу луну. Она висит в абсолютной пустоте
и светится не целиком, а только тремя четвертями. Левый бок
ее таится в тени, но тоже, он тоже немного виден! И тогда
я внятно осознаю: солнце, которого нет, сейчас есть: там внизу,
справа, много ниже меня... Отчего я немедленно повисаю в черной
пустоте. Пустота начинает раскачиваться, она уходит у меня
из-под ног... Солнце, луна и я – в тот миг нас было три равновеликих
тела.
Это ли я хотел пережить еще раз, когда дал согласие Кларе
на участие в одитинге?»
У человека талантливого всегда необычайно точное видение.
Он смотрит на то же, что и мы все, но видит по другому. А
когда он это расскажет, напишет, выведет формулу – мы удивляемся:
«Так просто?». И нам начинает казаться что мы все это давным
-давно знаем. К сожалению, с возрастом мы только теряем свой
талант, поросшая житейскими подробностями душа многое утрачивает.
Вернуться к первоначальной своей талантливости – вот чего
хочет герой рассказа и пытается сделать это с помощью женщины
по имени Клара. «...о том, что она является горячим адептом
гонимой, по крайней мере, не одобряемой у нас дианетики, я
узнал спустя примерно полгода. Одитингом последователи Хаббарда
называют путешествие в прошлое. При этом на себя они храбро
возлагают роль Мефистофеля – и ...». Да, раскручивается все
то, что застряло у человека в подсознании: жизнь и смерть,
вина и ненависть, любовь и страх. Только раскрывается это
не на исповеди перед Богом, не перед самим собой , а перед
людьми, самыми обыкновенными, зачастую духовно нечистоплотными,
корыстными. А потому – не с Богом, а с Мефистофелем. И как
у гетевского Фауста душа умирает неосуществленной, так и душа
героя этого небольшого рассказа не находит утешения в своих,
вынутых из-под спуда воспоминаниях...
«Жизнь нельзя объяснить. Ее можно только прожить. Один-единственный
раз. Прожить взахлеб, на разрыв, не упуская ни одного из ее
щедрых даров, ее ослепительных мигов... а потом, оглянувшись,
вдруг ужаснуться. Или не ужаснуться. Кому как повезет.». Герой
рассказа оказался умнее, талантливее чище своего Мефистофеля
– Клары, да только разрыв души вряд ли теперь залечить.
...Есть время жить и время умирать...
Если в конце книги стоит поразительная повесть о любви, то
в начале – рассказ о нелюбви, о пустоте душевной, о неумении
и нежелании любить. «В.Д.А. (опыт неучастия). Неучастия в
жизни, нежелания переживать. «Наблюдая за собой, я невольно
наблюдал за ними. Наблюдая за ними я, конечно, наблюдал за
собой. Но что удивительно: сам никогда не становился объектом
их наблюдений – только переживаний». Для этого человека нет
другого человека, субъекта переживаний, а есть только объект
наблюдений. Чужие (да и свои) тревоги, чувства, мысли, жизнь
и смерть – все нипочем. Главное – разлагающий, в полном смысле
слова, анализ, возможность наблюдать и ни в чем не участвовать.
Такое ощущение, что имеешь дело с живым мертвецом, хочется
пожать плечами и пройти мимо. Да невозможно пройти. Это типаж.
Это целое поколение, некий «свой круг», где мертвые души узнают
друг друга. Наконец герой встречает достойного противника,
- в этом мире нет друзей, есть только противники, - он это
понимает, прочитав отправленное ему японское пятистишие. «Увидев
у друзей целый сборник классических пятистиший, я с любопытством
его открыл. Среди авторов оказались и женщины, способные наблюдать.
Наблюдать, и только. Это в японской поэзии меня поразило сильнее
всего».Впервые герой сам стал объектом наблюдения со стороны
женщины и почувствовал себя мотыльком на булавке.
И вот, наконец, первый рассказ книги «Р.И.Б. (опыт демонстрации
траура)». Именно демонстрации, а не траура. Показухи, а не
жизни. Иметь , а не быть – вот чего добивается героиня . «Когда
скончался мой второй муж, в морге я была в черной прямой юбке
до середины икры, в черном приталенном жакете и его любимой
из искусственного шелка блузе, тоже черной, но спереди в белый
горох, потому что мы уже несколько лет как состояли с ним
в разводе». И весь рассказ о различных похоронах и умении
одеваться соответственно моменту. Так и кажется, что читаешь
Зощенко, только жутковатая тема глухого равнодушия к жизни
и смерти вызывает не смех, а ужас. «Но полностью соответствовать
моменту конкретных похорон – только это выдает человека с
головой, потому что на это способны только культурно тонкие
натуры». А дальше целая цепь похорон: матери, первого мужа,
соседки-старушки, маленькой девочки, парня, погибшего в армии
и т.д., но для этой женщины «еще не старой», как она о себе
говорит, все ничто, кроме одного – как одеться на очередные
похороны. «Если этого человек не понимает, ему все равно не
объяснишь, но лично я очень чувствую такие нюансы. И, несмотря
на печаль происходящего, всегда, по-своему, от них получаю
удовольствие. И оно постепенно уравновешивает печаль». Внимание
к траурной одежде таково, что, когда в цеху погибли люди и
похороны шли три дня подряд, не люди ее интересовали, а «опыт
траура» . «И на всех четырех похоронах я была соответственно
каждому случаю в разном». Это оголтелое «иметь» становится
философией мещанства, его точкой опоры: «Я это все вспомнила
еще для того, чтобы в наше смутное время, когда взбесившиеся
от денег люди одно перепутали с другим и взяли теперь моду
на кладбище хоронить своих издохших собак и котов, рассказать,
какая культура была в человеке раньше и как бы мне хотелось
ее передать двум моим детям, пятерым внукам и правнукам и
не только».
Зощенковский герой, доживший до наших дней, не видит своих
приемников во «взбесившихся от денег» людях. Одним своим долгожитием
и неистребимостью он ощущает свою правоту и торжество в жизни.
Но мы, читатели, дождавшиеся книги Марины Вишневецкой, можем
все же вздохнуть свободнее, - может быть, кончилось их время?
- потому что перед нами книга, где Слову возвращена его первоначальная
значимость, где автор не провозглашает себя гением, изготовив
графоманское "голубое сало", где каждая фраза говорит
именно о глубинных литературных традициях и свободой владения
языком.
Перед нами книга, где Слово вновь стало фактом культуры, а
значит мы, читатели, можем надеяться на духовное возрождение.
Остальные тексты вы можете найти по адресу www.kobler.ru
|