Критика и эссеистика

 
 

Сергей Фомин

Госпожа оформительница
«Культура», № 24/2003
Программа Натальи Мальцевой «Квартирный вопрос», как философия обыденной жизни.
Каждый человек должен на своей
жилплощади лежать.
Хармс

Создать хорошую заказную программу не так уж просто. Но, если это удается, она поневоле скажет о большем, чем предполагалось для обслуживания желания спонсора.

Нелепо отмахиваться от того, что программа «Квартирный вопрос» на канале НТВ прославляет продажу строительных материалов, тем более, что об этом настойчиво напоминают рекламные вставки. Но, в данном случае это лишено обычного раздражения, поскольку все остальное тоже достаточно занимательно.

Добровольцы, высказавших желание отдать свое жилище на волю профессиональных дизайнеров, покидают его на некоторое время, после чего дипломированные и увенчанные различными профессиональными призами мастера интерьеров приступают к своей высокоэстетической деятельности.

В каждой программе перед актом обновления звучит сакральнейшее ведущей Натальи Мальцевой: «Освободим комнату от ненужных вещей…». Что ж, например, в монашестве, присутствие в жилище любых излишеств считается грехом, который даже носит красивое греческое название.

Мы долго тащили в свои дома либо то, на что хватало денег, либо то, что казалось подороже. Жилплощадь переживалась как вместилище мебели, а окружение себя ею – как смысл жизни. Теперь же сюда приходят просвещенные дизайнеры, и оказывается, что главное в жилплощади – само жизненное пространство, и смысл жизни, таким образом, оказывается заключенным в самой жизни, такой вот тут получается стихийный экзистенциализм.

Вопрос тут стоит об индивидуальном пространстве, вернее, жизненном пространстве семьи. Все, что наполняло его раньше, оказывается, можно запросто сломать, выкинуть взлелеянную годами застоя югославскую стенку, вделать галогенный светильник в потолок из гипсокартона, и, в конце концов, сменить и саму семью, как не соответствующую общему стилю прогрессивного дизайнерского решения.
Вообще-то приличные люди лично заказывают те интерьеры, в которых они хотят жить. А тут обновляющимся приносится пусть даже и высококачественный с точки зрения современной дизайнерской мысли «интерьер в мешке».

Хотя дизайнеры в передаче участвуют и разные, у них почему-то-все время получается что-то похожее на те декорации, в которых проходят на телевидении ток-шоу на семейные темы. Видимо считается, что люди в быту должны быть такими же идиотами, как и в этих передачах, проводя свое новое время в обсуждении всей той дребедени, в которую превращается на телевидении любая, даже самая актуальная семейная тема вроде «Мой муж изменяет мне с замочной скважиной, причем на работе»

Интерьер диктует человеческие отношения. В ампире они одни, в модерне другие, но почему все телестудии выдержаны в стиле супрематизма? Потому что, выключив телевизор, вы получите почти идеальный черный квадрат. Может быть, этот стиль наиболее соответствует принципу доведения всего происходящего на телевидении до максимально простых форм, которые потом можно смонтировать в любой необходимой конфигурации? И прежде всего – наилучшим образом со все пронизывающей рекламой. Эти интерьеры очень эффектно смотрятся по телевидению, но жить в них довольно-таки затруднительно. Тут явно чувствуется различие между реальным и виртуальным пространством.

Я, честно говоря, не слишком ценю фальшивую позолоту и лепку фабричного производства под потолком 50-метровой квартиры. Но всем жильцам «Квартирного вопроса» это, кажется, нравится. Похоже, они желали бы превратиться из нормальных людей в телевизионных персонажей.

Программа все больше превращается из программы о дизайне интерьеров в программу о тех, кому придется жить в этих интерьерах – обязательно нужно показать, куда и к кому на время реконструкции переехали хозяева и как они за первобытным самоваром с чайком и плюшками предвкушают начало своей новой жизни.
Но таким образом программа о стиле обыденной жизни теряет стильность, опускаясь в болото все тех же человеческих отношений.

Драматическим центром ее становится просмакованное ошеломление хозяев от первого взгляда на то, во что превратили их жилище. Так, ошеломленными, им, видно, и придется жить дальше. Вернуться бы к этим героям через годик-другой и посмотреть, счастливы ли они в компании преподнесенных им сюрреалистических волосатых табуреток а ля Марсель Дюшамп?

Ведь сколько не обтягивай поролон синтетикой, а лучшая мебель все равно делалась в начале прошлого века. И все те прелести, которые могут преподнести сейчас дизайнеры – всего лишь наказание за то, что сорок лет назад мы сносили на помойки цельнодеревянные шкафы и комоды ручной работы, за которые сейчас можно выменять малогабаритную квартиру в отдаленном районе.
Заметив успех «Квартирного вопроса» и канал ТВС создал по его образу и подобию свой «Большой ремонт» с тем небольшим различием, что сам ремонт был превращен в модное ныне на телевидении бессмысленное соревнование двух команд дилетантов под руководством профессионала. Но если для профессионала ремонт, как процесс, - все-таки удовольствие от проявления своего мастерства, то для большинства из нас перестройка квартирного масштаба - наказанье Божие. И для телевидения устраивать соревнование в этой области – значит проявлять к его участникам особо уточненный садизм, тоже, впрочем, ставший нормой во всем, что касается эфирных игр.

….«Бесплатно и навсегда» – финальный приговор Натальи Мальцевой тому, что оказывается сделано в каждом «Квартирном вопросе» с жизненным пространством человека. Так, между прочим, мы должны получать вообще все, что нам жизненно необходимо

 

© проект «Россия - далее везде»
Hosted by uCoz