Пушкин
Три знаменательных события конца 2000-го - начала 2001 года,
совершившиеся на нашем телевидении, заставили задуматься
над присутствием в его пространстве темы природы и братьев
наших меньших.
Во-первых, в январе 2001 года на канале ОРТ вновь после
долгого перерыва вновь начинается показ английского многосерийного
документального фильма о тех кто еще живет на этой земле
вместе с человеком. Название его, в данном случае, «Живая
природа» и сделан он самим сэром Дэвидом Аттенборо. Но это,
в общем не имеет значения – главное, что фильм – английский,
и что он – о животных. Сто лет мировой кино и тележурналистики
показали, что – это - одна из абсолютных культурных ценностей
ХХ века.
Первое пришествие английского «природного» телесериала на
наше ТВ пришлось на начало 1980-х годов, потом наша страна
оказалась отвлечена на двадцать лет социально- политическими
проблемами, и покупать за границей фильмы «про птичек и
зверушек», было как-то неуместен. Правда, в самом начале
своей истории канал НТВ показал именно английский мини-сериал,
где, между прочим, впервые был приглашен для чтения закадрового
текста Николай Николаевич Дроздов, что произвело невероятное
расположение публики, оценившей такой ход, как художественный
прием в дальнейшем повторенный и ставший регулярным. И теперь
голос ведущего программы «В мире животных» – воспринимается
уже как необходимая норма дубляжа телепроизведений такого
рода. В известном смысле – голос Дроздова сейчас это что-то
вроде голоса Бога, каким он звучал до сотворения человека.
Поэтому-то,наверное, фильмы о животных практически не поддаются
пересказу, поскольку, в идеале, там не должно быть ничего
человеческого, в том числе и Слова. Можно написать сценарий
о людях, живущих вместе с животными, и объединить их отношения
некоей фабулой. Но отношения между людьми и животными, а
тем более между самими животными неописуемы и загадочны.
Здесь человеку можно только наблюдать, что и делают, английские
кинематографисты, открывая для кино новые типы визуального
движения. Существует документальный фильм о том, как «природоведческая»
команда ВВС снимает свои фильмы. Сквозной сюжет его – тренировка
стайки диких гусей буквально «от яйца» до того состояния,
когда один из них, самый сообразительный, оказывается в
состоянии пронести на своей спине миниатюрную камеру с передатчиком.
Восемь месяцев каторжного труда ради тринадцати секунд,
вошедших в окончательный вариант фильма. Больше человек,
судя по всему, не способен воспринять, наблюдая мир буквально
с птичьего полета, с точки зрения самой птицы.
Потому что за этими тридцатью секундами располагается абсолютная
тайна, постичь которую невозможно, а можно лишь быть ее
свидетелем. Единственная форма, в которой, пожалуй, может
произойти ее постижение – это сказка. Та, где животные обретают
человеческие черты, начинают разговаривать человеческими
голосами и вступать с людьми с человекоподобные отношения.
Примеров на памяти у каждого достаточно с самого детства
– от отечественной «Маши и медведей», до с английского,
переведенной «Книги джунглей» Киплинга.
Оставим же на время англичан, близких к природе настолько,
что не ленятся толкать по норе за бегущим в ней жуком-древоточцем
гибкий световод с целью увидеть и зафиксировать на пленку
непосредственный процесс «точения» этим жуком дерева. Обратимся
же к истории и сегодняшнему дню программ о животных, снятых
для людей, на нашем телевидении. Для наших людей, разумеется.
Все живое на нашем телевидении вышло из глубокой древности,
а точнее – из «Клуба путешественников», и в самом деле самой
старой среди ныне существующих телепередач. В этом году
ей исполняется сорок один год, и возникла она, как и все
абсолютные ценности этой страны – в период второго приступа
хрущевской оттепели. Возникал поначалу, с чисто практической
целью – нужна была программа, которая собирала бы и показывала
«готовые», то есть не специально для нее снятые, киноматериалы.
С приглашением в эту передачу Владимира Адольфовича Шнейдерова
(1900-1973) она стала передачей о путешествиях. Сейчас некоторые
иронизируют, над тем, что «Клуб…» был единственным окошком
в мир для жителей страны, лишенных выезда за границу. Но
дело тут больше было в принципе, в возможности показать,
то, что раньше было невиданно и неизвестно. А это можно
было найти даже в центре столицы нашей Родины, прямо между
«Детским миром» и Политехническим музеем.
В «Клубе…», который тогда назывался «Клубом кинопутешественников»
понемногу выделилась отдельная рубрика фильмов о животном
мире. Я был весьма юн в те годы и память моя зафиксировала
только отдельные из них. Например – о пингвинах, неожиданное
возникновение культа которых в нашей стране тех лет остроумно
пометил уже в «Намедни 61-91» Леонид Парфенов. Но главным
фильмом на эту тему для нашего телевидения начала 1960-х
остался фильм о национальном парке Серенгети в Кении. Я
приношу извинение его создателям за то, что не запомнил
его названия, но до сих пор не могу забыть, что он был сделан
в виде разговора льва, от имени которого звучал закадровый
текст, и читал его Зиновий Гердт. Этот фильм имел колоссальный
успех и повторялся неоднократно. Кстати и сам «Клуб…» был
при Шнейдерове лидером зрительского интереса, превосходя
даже КВН.
Заметим, что в этом фильме был применен именно сказочный
прием «вочеловечивания» животного, сказочного наделения
его человеческими чертами, намеренного отсечения, с целью
художественной выразительности того, что в менталитете Panthera
leo не совпадает с менталитетом Homo sapience, а тут уж
буквально, что одному здорово, то другому – смерть.
Остался в памяти и другой «клубный» фильм – о морских слонах,
где закадровый текст тоже читался Гердтом. По удивительному
стечению чисто кинематографических обстоятельств фрагмент
именно из этой картины «транслируется» в одной из сцен соловьевской
«Ассы», той, где представитель преступного мира бьет по
голове пришедшего к нему простодушного сотрудника КГБ им
же сотрудником, принесенным кирпичом, завернутым в газету.
В этот момент из телевизора звучат жестокие слова о том,
что в охране своей территории морской слон столь неистов,
что при приближении чужака может задавить собственное потомство.
Я оставляю здесь выводы читателю, замечая лишь, что и здесь,
вероятно, не обошлось без проекции одного на другой человеческого
и звериного менталитетов.
Постепенно же рубрика превратилась в отдельную передачу
«В мире животных», которую вели и покойный классик нашего
«анималистического» кино Александр Михайлович Згуриди и
ныне здравствующий и продолжающий вести на одном из дециметровых
каналов аналогичную программу знаменитый журналист-эколог
Василий Михайлович Песков.
В начале 1990-х годов наше телевидение, как и вся страна,
пережила эпоху реформ. Из единого Гостелерадио выделилось
Российскоек телевидение, затем, указом президента в экспериментальном
полрядке было создано НТВ, а уже после этого первый канал
заняло ОРТ, собравшее все лучшее, что показывалось на нем
до него, в том, числе и программу «В мире животных», идущую
сейчас так рано, что всерьез ее могут смотреть только дети.
Сама передача не пережила больших изменений. Все так же
она концентрируется вокруг фигуры ведущего и занимает среди
других популярных телепроизведений на эту тему некую «среднюю
позицию», представляя собой рассказ о людях, животных изучающих,
который иллюстрируется кадрами с изображением опоссумов
и марабу.
Две противоположные позиции по отношению к ней занимают
«Путешествия натуралиста» Павла Любимцева на НТВ и «Диалоги
о животных» Ивана Затевахина на Российском канале. Нельзя
не отметить, кстати, огромного телевизионного обаяния обоих
авторов-ведущих, подтверждающее высказанную еще Сергеем
Образцовым мысль о том, что человечность человек обретает
именно общаясь с животными.
Павел Любимцев в своих путешествиях остается человеком,
в том смысле, что он не есть собственно натуралист, то есть
человек изучающий природу. Он всего лишь турист, путешествующий
по зоопаркам мира, и между ним и миром животных всегда существует
безопасная преграда. По сути, его «Путешествиия…» это программа
о той кредитной карточке, которая позволяет ему их совершить,
и хвалу которой он многократтно поет на протяжении каждого
выпуска. Мир его интересов не выходит за пределы информации
из туристических справочников, и в чужих краях н видит только
то, что ему показывают, а показывают ему только то, что
он сам хочет увидеть – милых зверушек в специально созданных
для них идеальных условиях. Он выступает в классичесском
образе диккенского мистера Пикквика, еще в мае 1835 года
отправившегося познавать мир, но не познавшего в нем ничего,
кроме черт своего собственного характера. С Пикквиком всегда
была его записная книжка – кладезь мудрости. С Любимцевым
– всегда и везде его чудесная кредитка, и его сказка, это
сказка о ней. Все его обаяние и неподдельная симпатия к
верблюдам и енотам работают на ловко скроенную рекламную
передачу.
Прямо противоположна программе Любимцева «Рассказы…» Ивана
Затевахина, хотя с виду он вроде бы такой же веселый и толстый.
«Рассказы…» ведет специалист, ученый-биолог, и они каждый
раз делятся строго на две части. В первой он показывает
нам, допустим, жителей аргентинских пампасов, выделяя среди
них какого-нибудь совершенно невзрачного на наш взгляд местного
шакала только потому, что он может жить только там, где
он живет, и нигде кроме. И вот этот-то, допустим, шакал,
и становится главным героем второй части, где ведущий вместе
с приглашенным в студию уникальным, и единственным для нашей
страны специалистом по этому шакалу всего лишь чуть-чуть
выходя за границу популярного, «сказочного», «антропоцентрического»
природоведения дают понять, что факт существования этой
твари именно там, где и как она обитает, есть величайшая
тайна природы. И даже специалист, всегда относящийся к предмету
своего исследования с надлежащим пиететом, может лишь слегка
обозначит ее, но объяснить до какого-то логического завершения
– почти никогда. Но, тем не менее, в самой постановке этой
проблемы всегда есть нечто завораживающее, заставляющее
нас рассматривать уже не живописные кадры полета кондора,
а нарисованные на картоне схемы устройства челюсти трубкозуба
и неоспоримые доказательства того, что вывернутое назад
колено страуса вовсе не колено, а пятка.
Тут всегда вспоминается высказывание одного английского,
разумеется, юмориста: «Если все деяния Бога разумны, то
кто тогда может объяснить, зачем он создал утконоса?».
И вот поэтому-то мне кажется, что начало показа английского
сериала «Живая природа», где мы в каждой серии может увидеть
правду – об орле, о горбатом ките, о белом медведе символично
именно для 2001 года, когда, после всех произошедших в стране
перепетий, стало очевидно, что правду об этом мире мы можем
только лишь увидеть и, может быть, дать ей кое-какие объяснения.
Но понять до конца, соединив с нею наш менталитет – не в
состоянии. Потому что человек может лишь констатировать
факт, что тот же самый белый медведь в состоянии не принимать
никакой пищи шесть месяцев, но как он это делает – величайшая
его, белого медведя тайна, так же, как до сих пор никто
не знает, почему киты, в том числе и горбатые, совершают
массовые самоубийства, выбрасываясь на берег.
Итак, все это – во первых. А что, же спросите вы, во-вторых?
А во-вторых здесь то, что отношения человека и животного
на нашем телевидении приобрели новое качество в несколько
другой ипостаси, когда в программе канала «М-1» «Естественный
отбор» ведущим ток-шоу стала обезьяна Джонни ди Пальма.
Этому московскому шимпанзе, конечно, не хватает обаяния
Владимира Познера, зато по красноречию он значительно превосходит
Евгения Киселева. Оставим сейчас в стороне проблему кризиса
жанра ток-шоу как такового, это – предмет отдельного исследования,
как и четко поставленной здесь проблемы пародии. Стоит прежде
всего отметить, что появление этого персонажа есть феномен
монтажа и озвучания, когда под главным эффектом его присуствия
оказывается точное совпадение обезьяньей мимики и того речевого
образа который создается при синхронном дубляже двумя актерам.
Под пародийный удар при этом тут ставятся главные персонажи
нашего ТВ наши «популяры» деятели поп-культуры и «поп-политики»,
уже не умеющие существовать вне телевизионной реальности,
и плохо представляющие себе реальность как таковую. Зная,
что, хотя во время записи с ними будет беседовать журналист
Вадим Тихомиров, но в эфире это будет делать амбициозный
и, в общем-то, не очень умный примат, они все равно идут
на это, как не так давно шли даже к тому же пресловутому
Доренко, лишь бы засветиться лишний раз на Первом канале.
Заметим и то, что этот пародийный эффект оказался возможен
и в результате возникновения в аналогичных программах, стойкого
«эффекта озвучивания» когда, скажем, тот же самый Доренко
был, в сущности, пустым местом, транслировавшим точку зрения
своего хозяина. Он раздражал даже не своим внешним видом
и манерой речи, а тем, что был до такой степени просто лишним
в своей собственной передаче, что человекообразный ведущий
здесь совершенно спокойно заменялся любым другим «транслятором».
Например, куклой или же той же самой говорящей обезьяной,
что и было сделано в «Естественном отборе» - пародии на
всех нынешних ведущих-аналитиков вообще.
К этому на нашем телевидении пришла, но этом еще завершилась,
линия «очеловечивания» животного начала, начавшаяся тридцать
с лишним лет назад очаровательным разговором льва. Вот вам
и сказочки, и все это – во-вторых.
Ну а в-третьих, между появлением в ноябре 2000 года на
М-1 «Естественного отбора», а в январе нынешнего тысячелетия
«Живой природы» на ОРТ, официальным гербом России стал двуглавый
орел, чем вся наша страна еже больше приблизилась к природному
началу в его сказаочно-мифологическом выражении. И, это
думается, будет нам на пользу, потому что, в отличие от
человека, природа все-таки не знает греха гордыни.