НИ К ЧЕМУ С СУДЬБОЮ
СПОРИТЬ
(о песнях Михаила Кукулевича)
Симпатичная черта поэтики Кукулевича — терпимость и
вменяемость. Прислушаться к “другому”, не “нагрузить”
собой, не настаивать на выстраданных своих убеждениях
— качество для лирика редкое. Ленинградские поэты все-таки
нет-нет, да и подчеркнут свою “культурность” перед москвичами,
нет-нет, да и задерут нос перед матушкой — большой деревней.
Отношение Михаила к столице -старинное, от XIX века
традиционное для русского поэта — сыновное:
...Здесь детская поэзии великой.
Здесь спальня материнская ее...
Поэт наш — не обвинитель, а адвокат. По-русски — защитник.
В конце 80-х, когда все кому не лень, поплевали на могилы
декабристов (“...декабристы разбудили Герцена...” —
“...какая сука разбудила Ленина...”) — Кукулевич сочиняет
громадный цикл песен памяти 14 декабря, делает несколько
программ на телевидении, выступает с тематическими концертами.
Михаил пошел против идеологической моды, проговорил
до конца то, что любит и знает - совершил обреченное
дело в “декабристском” духе.
То же можно сказать и о другом “проекте” Кукулевича
— песни на стихи русских поэтов XVIII-ХIХ вв. Автор
взял стихи полузабытые, а то и вовсе неизвестные — от
Кантемира до Кюхельбекера. Кюхлю как поэта позабыли
еще при жизни — певец пытается возвратить хоть что-нибудь
в конце XX века. Сильный в защите не нуждается, в защите
нуждается слабый, незаслуженно обиженный, забытый. Певец
дает им возможность высказаться самим, спасает голоса
умерших от забвения. Дело это никак не прибыльное, это
— дело чести…
Однако стоит поговорить подробней о Михаиле Кукулевиче,
как о лирике. В лирике поэт наедине с самим собой, если
и проникают туда социальные приметы и географические
координаты — то они, значит, неотъемлемы от сердечного
существа поэта, от пространства души. Для Михаила духовная
родина — Ленинград, Питер.
...Петербург мой, острова, острова...
Острова любви, юности, печали... Хватает назвать улицу
по имени, окликнуть — и лирическая цель достигнута —
душа растроганна, глаз увлажнен. Песня длится равно
столько, сколько длится лирическое волнение. Причем
для Кукулевича почти все равно, чем наполнить стихотворение
— словесные формулы не означают ничего конкретного,
только длят переживание.
На улице Грота и улице Даля
Мы что-то с тобой безнадежно искали.
Отчаявшись, вышли к уснувшей реке —
Буксирный гудок прозвучал вдалеке...
Что искали и в чем отчаялись? Прошлое, утрату, друг
друга? Совершенно неважно. В содержательном смысле стих
ограничен именами собственными:
И Малая Невка, и Невка Большая...
Печаль-однодневка над вами витает...
Печаль-однодневка—белесый туман...
Вдыхаешь—не больно,
А выдохнул—пьян...
Безнадежно, отчаявшись, уснувшей, гудок, печаль, не
больно, пьян — клавиатура настроения, музыкальная строка.
Об отчаянии речь не идет — повода нет. Слова, эпитеты
употреблены здесь в качестве нотной грамоты: медленнее
— быстрее, тише — громче, уснувшей — гудок, вдыхаешь
— выдохнул.
Кукулевич силен в изображении слабых чувств, тонких
настроений, точен в смутном, ясен в туманном. Чем меньшей
в его песне внятной мысли и сюжета, тем она привлекательней.
Полупечаль, полувлюбленность, легкое кружение сердца,
танцевальный шаг на раз-два-три...
Ни к чему с судьбою спорить
И сводить былые счеты —
У Никольского собора
Купола горят в полете.
Загляделась колокольня
В воды Крюкова канала —
Будет нам совсем не больно
Начинать всю жизнь сначала...
По буквальной логике следует, что купола горят оттого,
что ни к чему сводить счеты, а не больно начинать жизнь
потому, что колокольня загляделась. Но в поэтическом
плане все играет. по точным правилам — сблизились-разбежались,
внутренний мир — внешний. Город и душевное событие,
отражаясь друг в друге, обмениваются качествами: Эмоция
обретает архитектурную стройность, архитектура — человеческую
мягкость и теплоту.
Петербург у Михаила Кукулевича — пустынный город. Лирических
герой в одиночку витает над площадями, дворцами, Невой.
Единственный его спутник — ангел, женщина, “ты”. Как
в “Белых ночах”- это город для двоих, место сновидений.
...Не пугайся, что пламя чадит и дрожит.
Лучше окна в жемчужное небо открой.
Ты поверь мне, но только покрепче держись -
Полетаем с тобой до утра над Невой...
За этот жемчужный небесный свет не жалко отдать “все
прочее — литературу”. Лучшие песни Кукулевича являются
именно “песенками” — не фактами биографии, не идеологическими
афоризмами, не зарифмованными высказываниями, а — легко
возникающими и тающими эфемерами, душевной музыкой без
примеси. Такой я услышал эту музыку семнадцать лет назад.
Такая же она и сегодня.
Михаил Кукулевич давно уже не проживает в Питере. Но
как не бывает бывших спаниелей, так и не бывает бывших
ленинградцев-петербуржцев. Среди москвичей — питерских
по духу поэтов — А. Городницкого, Е.Рейна — Кукулевич
ведет свою собственную негромкую партию, представляет
свой город, как земной сон о покинутой небесной родине,
о близком и невозможном счастье, о легкости расставании,
о тайне...
...Пусть тени легкими крылами
Взлетят над нашею тоской —
Вы улыбнитесь мне сквозь пламя,
Чтоб я запомнил Вас такой...
|