ЕСТЬ ХОРОШИЕ
ЛЮДИ НА СВЕТЕ
(артистизм Михаила Кочеткова)
Михаил Кочетков принадлежит к той немногочисленной
надстройке в бардовском жанре, которая понимает песенное
произведение прежде всего, как стихи. Он и печатается
в литературной периодике не как текстовик, а без скидок
– как поэт. Трудно было не запомнить внушительные публикации
в альманахе “Конец века”, журнале “Волга” и в полусотне
других. Стих Кочеткова – горячий, туго налитой, “взведенный”
лирическим чувством словно пружина:
...И на картофельном востоке
Под колокольный перезвон
Взлетят мои больные строки
Гурьбой картофельных ворон...
Вот в чем кажущийся парадокс: Михаил Кочетков – поэт
трагического мироощущения. Его герой – человек, загнанный
в угол не столько обстоятельствами, сколько самим безжалостным
духом века сего. Это – пронзительная нота одиночества
и беззащитности. И сочувствия.
...Ив голубых его глазах печаль нечеловечья,
Вот так же смотрят на Сиам сиамские коты...
...Утопая в тяжелых валенках,
В доморощенном зипуне,
Заблудился, как мальчик маленький,
Я в дремучей своей стране...
...Вся-то мебель – четыре стакана,
Старый стол, да хромая кровать...
Много у Кочеткова вещей улыбчивых, даже ухарских. Но
так же, как в его угрюмых строчках всегда ощутим подбадривающий
сердце авторский голос, так и сквозь внешне забористые
вирши просвечивает глубокая печаль понимания. В этом
– черта душевной масштабности, знак подлинности дара.
Ведь поэтичность, лиризм – мерило качества юмора, иронии.
Поэтический взгляд Михаила Кочеткова – неправдоподобно
снисходителен. ...
Вероятно, нет такой слабости, которую поэт не оправдал
бы в своих персонажах, не изобразил бы в смешном и по-своему
привлекательном виде. Он, как добрый Веничка – все может
простить, если захочет понять. (Или наоборот, я не помню).
...А у него душа-вонючка.
Что ей до нежности елейной?
Она дотянет до получки,
А там – согреется портвейном...
Причем из ряда неудачливых сограждан лирический герой
себя не выделяет:
Два алкоголика на даче
Сидели третюю неделю
И, не закусывая, пили,
О судьбах Родины судача.
Один из них – покорный ваш...
Снижая пафос (“...Конечно, он герой, страдающий от
ран. Ему прописаны буфет и ресторан...”), одухотворяя
обиход (“...и холодильник, грузный как Безухов, ворчит
расстроенным желудком..”), травестируя классику и классиков
(“...Нет, весь я не умру. Я весь могу уехать...”, “...уже
спешит очкарик Чехов...”), подтрунивая над собой (“...в
халате с бабского плеча...”), словом – всеми средствами
поэт отвоевывает у хаоса – человеческое, отогревает
пространство жизни, пригодное для обитания, любимая
метафора этого пространства – дружеское застолье:
Заходите – здесь ждут вас всегда!
Здесь нежданных гостей не бывает...
Да уж зайдем, мимо не проскочим... Хотя... застолье-то
того-с... потустороннее...
...И, убиваясь по Отчизне,
В забытом доме у реки
Они сидят как дураки
Вот так всю жизнь... И после жизни...
Есть в поэзии, в песнях Кочеткова драгоценное качество,
которое можно назвать драматургичностью. Мы всегда различим
ее в прозе Искандера, в песнях Галича и Кима, в стихах
Самойлова. Жизнь хороша не философским выводом, а процессом,
фактурой, человеческим многоголосьем. Именно драматургичность
дает стихотворению интонационный простор, будоражит
его, преображает литературный текст в нарядное представление,
в вечный праздник – веселый или грустный, неважно...
Старомодная, угловатая –
Челка рыжая набекрень...
Да откуда ж ты, конопатая?
Из каких таких деревень?..
.......................................................
...И хозяин украдкой в прихожей,
Отыскав старый папин кафтан,
Вытрет слезы и тихо положит
Папе доллар в дырявый карман...
Видимо, этот артистический избыток и сподвиг впоследствии
Михаила к прямому контакту с миллионной телеаудиторией.
Но если уж говорить об артистизме, то без упоминания
об одном уникальном свойстве Михаила Кочеткова – не
обойтись. Свойство это почти необъяснимое, тем более
на бумаге, но без него все остальное теряет эмоциональный
градус. Я имею в виду – гипнотическое обаяние, могучую
положительную ауру. Ведь за что, в сущности, зритель
полюбил “Гнездо глухаря”, утреннюю передачу на пятом
канале? А за то самое, за нечто, волшебно складывающееся
из застенчивой мальчишеской улыбки и злодейских драгунских
усов, из лирического мерцания в очах и хриплого иронического
баритона, это “нечто” и заставляет нас умиленно улыбаться,
восторженно ахать и благодарно грустить...
Бог знает от чего грустить?.. от чувства ли родства?..
от того ли, что жизнь проходит?.. не все ли равно...
|