ЗОЛОТАЯ МЕЛЬНИЦА
(песни Ольги Залесской)
Ольга Залесская – автор подчеркнуто старомодный, а
именно – романтический. Ныне (впрочем, не всегда ли?)
романтический поэт – создание почти нелепое, заморская
птица, в лучшем случае обреченная на любопытство, а
в худшем – на холод иронии. Попытаемся рассмотреть эту
птицу вблизи.
Романтическая поэтика в нашем случае реализуется традиционно
– вот хотя бы несколько смыслообразующих пар понятий:
свободное небо – скованная земля, увлекательное путешествие
– постылый дом, праздник – будни, вольная любовь – семейный
быт, королева – подданные, артист на подмостках – публика
в зале. И, наконец: поэт – все остальные.
Подкрепим наблюдение цитатой: “Я – из тех больных и
странных вне законов и лекал...”, “Мне так не хочется
опять к моим делам земным...”, “Я опять ухожу, проводите
меня до угла..”, “Ну кто придумал этажи с ячейками квартир,
в которых только пауки…” и так далее…
Любовь в этой поэзии – всегда поединок и опаснейшая
авантюра: “Ты ль меня, я ль тебя в бездну увлеку...”
Окружающий мир, до поры до времени отвергающий лирическую
героиню: “И никто не любит взрослую меня...”, “Но безразлично
миру, кто есть я...” , – в конце концов (по драматургии)
оказывается у ног: “Я считала себя госпожой...”, “Я
б королям запудривала головы...” Потому что “Я все знаю.
Я – такая!..”
Местоимение “Я” – почти всегда в самом заметном месте
строки в начале или в конце. Вообще, потребность предъявить
себя, явственно состояться – звучит в стихах Залесской
громче иных тем. Героиня поэзии – актриса. Актрисе полезен
конфликт (мотор роли) и противопоказано ровное течение
жизни: “Повторы вязнут на зубах...”, “Ничего не случается...
это как наказанье...”
Итак, вот ценностные координаты романтики Ольги Залесской:
жизнь – праздник, приключение; все, что не является
таким – не жизнь; судьба – череда побед и поражений;
поэзия – не литература, а театр; истинные бытие и красота
– в “небесных палатах”, в зазеркалье, в Китае, в Париже,
где либо еще, но – вне досягания...
Вышеизложенные соображения – намеренно схематичны и,
шепну по секрету, не очень существенны. Дело в том,
что внимательное сочувствие, жаркий отклик эти стихи
вызывают совсем другими, помимо прямого смысла, качествами.
Это, конечно – раскованная, свободно льющаяся речь,
и – удивительно обаятельная, т.е. внушающая доверие
и симпатию, интонация. Поэтический голос Ольги Залесской
естественнен, гибок и переменчив: то инфантильно-мечтательный,
то властно-надменный, то бесшабашный, то мучительно-страстный.
И всегда – откровенный, ни на кого не похожий.
Видимо, самое время сказать, что подавляющая часть этих
стихотворений – песни. И можно только пожалеть, что
слово, закованное в типографский шрифт, не доносит в
полной мере все гибельное очарование того явления, которое
именуется “Ольга Залесская”. Она – гипнотическая певица.
Думается – главные победы ожидают ее именно на этом,
певческом пути.
Энергии и талантов природа отмеряла Ольге с избытком.
Дело поэта, актера, певца – грамотно распорядиться своей
силой, чтобы сохранить в полете равновесие. Что ж, Витебск
– хорошее место. Взлетается легко и красиво...
1994 (по-моему) год.
Р.S. Текст сочинен лет шесть назад как предисловие
к поэтическому сборнику Ольги. Книга то ли не вышла,
то ли вышла без предисловия. (Сборник “Голуби и крошки”
- Ред.) Одним словом, публикуется сейчас (этот текст)
впервые. “Золотая Мельница” – усеченная цитата из песенки
Залесской: “Золотая мельница мелет жизнь мою...” Ольга
на этой строке делала фортиссимо чуть ли не басом. Аж
мороз, помню, по коже...
Вот, прошло время и кое-что переменило. Оля давно живет
в Минске, стала известным белорусским журналистом, издала
книгу стихов, выпустила несколько кассет с песнями,
родила двоих мальчиков. Возникли новые темы, настроения
ностальгия по юности, горечь утраты, материнские чувства.
Но главное сохранилось. Темперамент, напор, настрой
на артистическую и жизненную победу.
Мы-то все были пораженцами. Уступили поле до начала
партии. Вслушаешься всерьез в песни Мирзаяна, Бережкова,
Казанцевой, да и в свои – жизнь была запрограммирована
на годы вперед. Все сбылось как по-писанному. Не верь,
не бойся, не проси, и т.д. Не о том речь.
Я знаю Залесскую одиннадцать лет, с витебских времен.
Все эти годы меня преследовало ощущение некоего зазора,
люфта между тем, что и как она делает и – где, в каком
жанре. Замах, амбиции Ольги – больше бардовского масштаба.
По своей органике она – эстрадная певица. Среди нашей
публики ей негде развернуться – зал тесноват, подмостки
низковаты. Надо либо менять, либо резко расширять аудиторию.
Как? А это, как ответил студент профессору в анекдоте
– уже второй вопрос...
Проиллюстрируем идею. Был у меня с Олей как-то концерт
на пару. В Минске в 94-м. Отбарабанил я первое отделение,
стяжал чего-то такое…
Второе работала Залесская. Напоследок, кажется, спела
“Золотую мельницу”. Мгновенное молчание, тьма в зале,
и – ка-ак грохнули аплодисменты! Ка-ак понесли на сцену
цветы! Ольга бледная, спокойная внешне – еще два раза
бисировала, раскланялась с достоинством и, вся в розах
и овациях, удалилась за кулисы.
А собственно – вот и вся иллюстрация. Своя, понимающая,
что к чему, публика – принимает Залесскую так, как следует
по жанру эстрады. Как Пугачеву. О чем поет Пугачева?
Поймите меня, любите меня, восхищайтесь мной. Ничего
не напоминает?..
У бардовской аудитории просто иной стереотип поведения
– с прохладцей, с задумчивой морщинкой на челе. Так
книгу читают, а не на концерте рукоплещут. Я уверен
– Ольга Залесская все сделала правильно. Но королеву
– играет, как известно, свита.
Королева – есть. Только вот где ее королевство?..
|