В этой статье мне хотелось
бы рассмотреть проблемы, связанные с проповедью универсализма
– богословского учения, согласно которому все люди (или даже
все вообще сотворенные существа) в конечном итоге будут спасены.
Многие мои знакомые, люди, которых я очень люблю и уважаю,
придерживаются универсалистских взглядов. Я не хотел бы здесь
вступать в полемику с ними или, тем более критиковать их,
но хотел бы обратить внимание на некоторые последствия, к
которым может привести проповедь универсалистских представлений.
Универсализм, как учение о всеобщем спасении, может существовать
в двух, резко отличных друг от друга формах. Я условно обозначу
их как «высокий» и «низкий» универсализм. Высокий универсализм
не стремится игнорировать святость Бога и серьезность греха
и его последствий. Вечная гибель рассматривается как вполне
реальная угроза; ад существует, но, в конечном итоге, Христос,
который принес Свою искупительную жертву за всех людей(1 Ин.2:2,
Рим.5:18 и т.д.) достигнет спасения всех (Ин.6:37), даже если
многих придется выводить из самого ада (1 Петра 3:19-20).
Таких взглядов придерживаются многие верные христиане, и придерживаются
во многом потому, что воспринимают вечную погибель вполне
серьезно – так, что не могут перенести мысль о том, что она
действительно постигнет кого-то из их ближних. Конечно, такие
взгляды можно оспорить – Писание содержит предельно ясные
предостережения о вечном осуждении (Мф.25:41; Откр. 14:11),
но здесь я хотел бы поговорить о том, какие плоды приносит
проповедь универсалистских взглядов, когда она проникает в
среду простых прихожан, захожан и просто интересующихся христианством
людей.
По мере того, как универсализм распостраняется вширь, он принимает
вид, который я условно назвал «низким универсализмом»: все
попадут в Рай, ада не существует, Божий гнев по отношению
к греху, суд и проклятие – средневековые предрассудки. Конечно,
это грубое искажение взглядов «высоких универсалистов»; но,
боюсь, что такое искажение совершенно неотвратимо. По мере
того, как универсалистские представления принимаются все большим
числом людей, срабатывает эффект «испорченного телефона» и
склонность людей слышать только то, что они хотят слышать.
Я не думаю, что этого можно избежать. Самый заметный плод,
который приносит «низкий универсализм» – это утрата чувства
ответственности за себя и своих ближних. Если противление
Богу не может привести ни к каким необратимо ужасным последствиям,
то не стоит заботится о том, чтобы быть послушным Ему. Приведу
пример из моего личного опыта. Как-то я беседовал с человеком,
который, считая себя христианином, настаивал на своем праве
вести явно безнравственный образ жизни. На осторожное напоминание
о том, что «поступающие так царства Божия не наследуют» он
с негодованием отвечал, что нельзя считать Бога каким-то инквизитором,
Который ввергает людей в огонь неугасимый из-за того, что
они не укладываются в узкие рамки церковной морали. Бог есть
любовь, никакого ада нет, все спасутся. Это яркий, но, увы,
не единственный пример того, как универсалисткие взгляды обращаются
в повод ко греху.
Конечно, сторонники «высокого универсализма» ни в коем случае
не хотят этого; но, боюсь, хотят они этого или не хотят, происходит
именно это. Проповедь всеобщего спасения неизбежно воспринимается
как проповедь спасения без покаяния и веры. Пророки, апостолы
и сам Господь Иисус прилагали все усилия к тому, чтобы разрушить
ложное чувство безопасности людей, упорствующих в неверии
и нераскаянии (например, Лк.13:3); универсализм, напротив,
способен усыпить встревоженную совесть. В «низком универсализме»
также утрачивается представление о нравственой святости Бога.
Грех не имеет ужасных последствий; значит, он и не ужасен.
Бог не требует чистоты и верности; во всяком случае, Он не
преследует нечистоту и неверность. Недавно в одном христианском
журнале я прочел об одной женщине, которая увлекалась оккультизмом
и восточным мистицизмом. «Уверовав во Христа, она не стала
огульно отвергать приобретенные знания»; автор статьи выражает
сожаление, что ее подход не находит понимания у православных
священников. Ни Библии, ни истории Церкви неизвестна такая
вера во Христа, которая не предполагает разрыва с оккультизмом
(Деян.19:19). Конечно, человеку, привыкшему находить поддержку,
утешение и сознание своей значимости в оккультизме и восточном
мистицизме, будет больно порвать со всем этим, чтобы обрести
все необходимое во Христе; но слово Божие ясно требует этого
(Вт.18:9-13; 1 Кор.10:20). Покаяние, разрыв с грехом может
оказаться весьма болезненным; это может быть не легче, чем
отсечь себе руку (Мф.5:30); однако другого способа войти в
жизнь Господь не предлагает. Откуда же возникло такого рода
христианство, которое совершенно не предполагает послушание
заповедям Божиим? Разумеется, христиане всегда грешили, но
трудно припомнить, чтобы они когда-нибудь претендовали на
то, что имеют право грешить. Боюсь, что существует связь между
таким положением дел и проповедью всеобщего спасения.
Универсалистские представления подводят человека к мысли,
что нет никакой геенны, и ему совершенно незачем причинять
себе неудобства, идя на решительный разрыв с грехом. Конечно,
приверженцы «высокого универсализма» ни в коем случае не хотят
поощрять людей к греху; я уверен, что большинство из них искренне
опечалены случаями, подобными тем, которые я описал выше.
Однако я уверен, что эти случаи, и, более того, общая тенденция,
которая стоит за ними, побуждают задуматься: не лучше ли придерживаться
Слова Божия и традиции вселенской Церкви - утешать и ободрять
тех, кто кается и верует, и, вместе с тем, предостерегать
тех, кто упорствует в неверии и непослушании Богу?
Конечно, мне могут сказать, что христианин должен повиноваться
и служить Богу из любви, благодарности и личной преданности,
а не по страху геенны. Я с эти полностью согласен; именно
этому, насколько я понимаю, и учит Писание (Ин.14:15). Однако
мне доводилось беседовать с людьми, которые искренне не понимали,
каким образом их оккультные увлечения или супружеская неверность
мешали любви к Богу. Для человека, который не знает (и знать
не желает) чем грозил ему грех и какой ценой обретено его
спасение, «любовь к Богу» - это сладкая мечтательность, которая
никак не отражается на поведении. «Высокий универсализм» относится
к искупительной жертве Христа с должным благоговением; он
вдохновляется, в частности тем, что смерть Христа за всех
людей не может быть тщетной.
В низком универсализме утрачивается сознание святости Бога,
серьезности греха и его последствий – и, в результате, возникает
непонимание личности и служения Христа. «Низкому универсалисту»
не грозит погибель – поэтому он и не нуждается в Спасителе,
не испытывает ужаса перед грехом и благодарности за искупление.
Личная приверженность Христу становится в этом случае настолько
слабой, что, наверное, не стоит удивляться тому, с какой неприличной
поспешностью некоторые христиане готовы отказаться от фундаментальных
истин христианской веры из опасения показаться недостаточно
экуменичными и открытыми к диалогу.
Возможно, с этим связано и определенное восприятие экуменизма
– не как стремления всех верных к единству во Христе, а как
духовной всеядности, стремления попробовать «духовных лакомств»
со всех религиозных столов. Я вполне уверен, что «высокие
универсалисты» – преданные христиане, которые ни в коем случае
не хотят склонить людей к греху или вероотступничеству. Я
не вступаю с ними в собственно богословскую полемику. Я просто
хотел бы побудить людей задуматься о практических последствиях
проповеди такого учения.
|