Социология и этнография
 
 
Владимир Черкасов
 
ПИСАТЕЛЬ И ПРАВОСЛАВИЕ
Фрагменты из личной переписки автора с русской прихожанкой РПЦЗ(В) из США, литератором-любителем, держательницей интернет-сайта –– март-апрель 2003 г.

Не очень убедительно у Вас в очерке о св. преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне высказанное автором цитаты мнение о Г. Распутине, "ставшим марионеткой масонов... Елизавета Федоровна до конца оставалась на позиции полного неприятия этого человека (Солоницын А. А. «Земной ангел», Санкт-Петербург, 2001, стр. 76)". Мнение на этот счет Ее Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны –– одно, однако же Государь и Государыня относились к Г. Распутину-Новых совсем по-другому, и, очевидно, мнение ИХ Величеств для нас, даже и не монархистов, но членов РПЦЗ, должно быть БОЛЕЕ весомым. Цитирующиеся Вами суждения "антимасонского" автора из РФ г-на Солоницына –– никак не истина в последней инстанции, т.к. сия его книжка широко продается в разных лавочках. Я вот больше адресуюсь к прихожанке РПЦЗ из Австралии Любови Миллер, написавшей добротное исследование "Царская Семья –– жертва темной силы" (Мельбурн, 1998), хотя и там Распутина в подборке на него часто несправедливых "компрматериалов" она не жалует. Л. Миллер является и автором книги "Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна".

Узнав из Вашего сайта, что Вы, как и я, родились в СССР, выросли здесь, а уехали в США лишь в 1993 г., уж скажу чистосердечно по-свойски, как землячке и другие свои недоумения. А Вы, сестра, не обижайтесь на меня, пожалуйста. Раз у Вас свой сайт, так его читают по миру и составляют же мнение о Вас как о прихожанке РПЦЗ(В), к какой и я имею честь принадлежать.

Смутила меня у Вас в автобиографии такая фраза: "Наставниками в творчестве и главными учителями считает (т.е. Вы считаете –– В. Ч.-Г.) всех русских писателей-гуманистов". Но, как совершенно точно аттестовал в примечаниях Вашего материала о св. Елисавете Феодоровне в цитированном разговоре хранитель Иверской Монреальской Мироточивой иконы Иосиф Муньос: "Экуменизм –– страшная дочь гуманизма". И, конечно, сам гуманизм, гуманисты, верящие больше в человека, а не в Бога, враждебны по своей идеологии Православию. Беда, что этим словом с положительным зарядом зомбировали "образованцев" в СССР.

Или вот Вы "первым" для себя называете А. С. Пушкина. Но более или менее православным и монархически настроенным поэт стал лишь к концу жизни, а начинал с масона в обществе "Арзамас", пребывал в дружбе с масонами-декабристами, был в супружестве прелюбодеем, также –– картежником и бретером (более 30 дуэлей из-за любви поиграть со смертью, угрозить другим, по утверждению знакомого мне лично пушкиниста Н. А. Раевского, описанного мною в книге «Путешествия. Рассказы о писателях России»), так и погиб от последней сей страсти. Жаль, что с советской школы "великость" этого гениального поэта заслоняла для многих в СССР и теперь –– в РФ подлинно святые, величайшие образы гигантов русского духа –– св. Сергия Радонежского, св. Серафима Саровского и других наших истинных ВСЕСТОРОННЕ светочей. И это говорю Вам я, живущий в Москве в доме двора, где родился Пушкин в бывшей Немецкой слободе, на бывшей Немецкой улице, теперь –– Бауманской около станции метро "Бауманская". Ныне в 40 метрах от моего дома стоит на месте флигеля особняка майора Скворцова, где поэт появился на свет, школа имени Пушкина.

Я как опытный биограф склонен думать об отличиях писателей не только по их таланту, "бесплатно выданному" Богом. Вот и талантливая Марина Цветаева, к которой Вы тоже относитесь с большим пиететом... Если заглянете на моем сайте в рубрику "Белое Дело", увидите, что ее стихами: "Белая Гвардия, путь твой высок..." –– увенчано кредо сей странички. Стихи ее эти, безусловно, "программны". Но как быть с тем, что супруг Цветаевой С. Эфрон, бывший доброволец, закончил агентом ОГПУ, НКВД, а она устремилась за ним в Совок и повесилась в Елабуге –– покончила с собой совершенно антихристиански? И что-то, простите Христа ради, весьма часто на советском телевидении показывали ее сестру Анастасию Ивановну, с который Вы были дружны, как сообщаете на сайте.

Мне гораздо ближе поэты Тютчев, зарубежные Георгий Иванов, Иван Савин, больше всех из русских –– Николай Гумилев, расстрелянный за Белое Дело. Дал Бог возможность мне быть знакомым с его и поэтессы А. Ахматовой сыном, ГУЛАГовцем Львом Николаевичем Гумилевым –– создателем знаменитой Теории пассионарности. Но вот Ахматова опять-таки неприятна: через год после венчания с Гумилевым-старшим прелюбодействовала в Париже с художником Модильяни; жизнь свою у нас тут в Москве на Ордынке проводила и закончила в окружении вредных пустомелей.

* * *
Я согласен с Вами в том, что масонство времен Пушкина было более фрондой либералов, политизировано, нежели теперь, когда мистически слилось с сатанизмом. Но эта тенденция, к сожалению, окончательно пленила русское офицерство, аристократию в конце 19 в. –– начале 20 в. Не случайно руководство Белого Движения обвиняют в масонстве кроя Временного правительства. Другое дело –– его рядовые участники, которые в Зарубежье почти все перешли на позиции монархизма.

Посылаю Вам замечательные стихи бывшего Белого офицера Миролюбова и его биографию, библиографию, присланные мне на минувшее Рождество моим хорошим знакомцем, прихожанином В. из общины РПЦЗ(В) отца Николая Семенова, настоятеля Брюссельского Храма-Памятника Царю-Мученику, служащего сейчас из-за происков РПЦЗ(Л) в часовенке на его территории. Ю. П. Миролюбов -- православный человек, специалист по Древнерусской культуре и Поэт. Нижеследующий текст составлен В.:

«МИРОЛЮБОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ:

«Не знать своего прошлого может только ,,объект", а не, «субъект» цивилизации и
культуры...»

Юрий Петрович родился 30. 07. 1892 г. в г. Бахмут Екатеринославской губ. в семье священника. В годы революции в застенках ЧК в Киеве убит его отец. Мать, урожд. Лядская, скончалась на Украине в 1933 г. Всего детей было: 3 брата и сестра. Старший с сестрой остались после революции на родине, средний убит в Гражданскую войну. Детство на Кубани, затем –– Варшавский и Киевский университет, где обучался на медфаке. Добровольцем в 1914 г. ушел на фронт. В Гражданскую –– офицер в войсках ген. Деникина. В 1920 г. –– Египет, Индия, Турция, Прага –– университет. В 1922 г. –– БЕЛЬГИЯ. Работа в хим. лаборатории Лувенского университета и –– химиком на предприятиях металлургической промышленности. В 1936 г. женился, и в 1954 г. переехал с женой в США. В 1956 г. Миролюбов заболевает тяжелой формой артрита. В 1970 г. по возвращении в ЕВРОПУ умирает. Родился в поезде –– умер на пароходе.

Ю. П. Миролюбов:

«...Я полюбил стародавнее... мне пришлось тяжело сочетать знания, полученные от ,,Прабы"... матери или отца /история/ с тем, что говорилось в школе. Любовь же к родной дедовщине, поддержанная моим добрым учителем Тихоном Петровичем Поповым, так и осталась на всю жизнь».

Литературные и научные труды Юрия Петровича:

A-1.Роesies 2.Contes et Miniatures 3.Romans 4.Critiques
litteraires A1-1Prince Sviatoslave,Poeme epique
2.,3.,4.,5-Poesies russes6.Poesies ukrainiennes A2- 7.-10.Contes
et Miniatures A3-11.Les etudiants blancs12.Le Fils/en russe/13.Le Fils/en
francais/14.Au Vieux Spijtigen Duivel 15.NicolasII,Tragedie 16.La
fin d'un Heros 17.Capitaine Kunguchka 18.L'Ame d'artiste 19.Le Menteur
20.La Famille Machnovsky 21.La route de l'Idiot 22.Mane,Tekel,Fares 23.Les temps
troubles 24.La Souffrance Blanche 25.Le Voyage dans les pays rustiques
26.L'Orchidee Noire 27.Les Eaux Jaunes A4-Critique Lutteraires
28.Dostojevsky et la Revolution 29.Gogol dans la lumiere de la
Revolution 30.Petits articles B Oeuvres de:1-Mythlogie 2-Folklore
3-Prehjstoire 4-Histoire B1 31.Ryg Veda et le Paganisme32.La Mythologie
Russe 33.Folklore Paganiste Russe 34.Contes de Zakhrika 35.Folklore
Chretien Russe 36. " Russo-Slave 37. " du Sud de Russie
38.Materiaux de Folklore/Terekh,Karpates/ B3 39.Prehistoire Slave
I. " II. 41.Materiaux de Prehistoire Russe 42. "
43.Prehistoire de la Russie de Kiev/6 cahiers-970 list./ 44. "
Russo-Slave B4 45.Origine du Peuple Russe 46.Histoire de Slaves Occidentaux
47.Extraits d'Histoire 48.Prince Kie,Fondateur de la Russie de Kiev 49.Formation
de la Russie de Kiev/2eme partie/ C-Fhilosophie,Mataphisique,Religion CI
50.Philosophie de la Chimie 51.Articles Philosophiques,Metaphysiques et
Religieux D-Science DI 52.La CHimie des Parfums 53.Articles
scientifiques,chimiques et techniques 54.Les Herbes Medicinales
E-Questions Militaires EI 55.La Philosophie de la Guerre 56.La Guerre
Russo-Japonaise,Questions militaires et Biographie des Grands
Generaux +7 Cahiers articles etc F-57.Articles Politiques G- I II
58.Autobiographie 59.Articles autobiographiques 60.Carnets autobiographiques
61.Histoire de ma maladie H- 62.Ouvrges en langue francaise 63.Vles
Kniga,textes et Publications 64.Correspondeces 65.Articles Publies au
sujet de Vles-Kniga J-66.Articles Publies 67.Correspondence avec les amis
16.02.1972.

Издано 22 книги только вдовой Юрия Петровича –– Галиной Францевной на ее небольшую пенсию:

1. Бабушкин сундук. 1974.Мадрид /далее: Мадрид и Мюнхен/. 2.Родина-Мать. 1975. 3. Прабкино учение. 1977. 4. Риг-Веда и Язычество.1981. 5. Русский языческий фольклор. 6. Русская мифология. 1982. 7. Материалы к предистории Руссов. 1983. 8. Русский христианский фольклор. 1983. 9. Славяно-русский фольклор. 1984. 10. Фольклор на юге России. 1985. 11. Славяне в Карпатах. Критика ,,норманизма,,. 1986. 12. О князе Кие, основателе Киевской Руси. 1987. 13. Образование Киевской Руси и ее государственности. /Времена до князя Кия и после него/. 1987. 14. Предистория Славянов-Руссов. 1988. 15. Дополнительные материалы
к предистории Русов. 1989. 16. Сказы Захарихи. 1990. 17. Материалы к истории
Крайне-западных славян. 1991. 18. Гоголь и революция. 1992. 19. Русский
календарь. 1992. 20. Достоевский и революция. 1979. 21-22. Сказ о Святославе хоробре князе Киевском. 1986.

Ю.П. Миролюбов:

...Суровый, темно-синий Север,
как Бог-Отец, во гневе все
сожжет огнем, потопит в снеге,
сугробами все занесет!
Но –– вечной лаской –– в том же небе
горит Вечерняя Звезда:
Христос раждается на хлебе,
не умирая никогда!..»

Далее русский брюсселец В., тоже уроженец СССР, пишет:

«Всё это –– Ю. П. МИРОЛЮБОВ! Все произведения Ю. П. писал на русском языке, и 22 книги изданы вдовой Галиной Францевной после его смерти. Эта женщина ––легенда, она жива, ей в феврале 2003 г. будет 95 лет.

В России издано 2 тома –– ,,Сакральное Руси,, и ,,Избранное,,: 1000 экземпл. Многие авантюристы пользуются его произведениями –– грустно все это.
Умирая на пароходе, будучи парализованным, Миролюбов перекрестился. Лжи в России вокруг его имени еще много. Юрий Петрович –– огромный ученый в первую очередь. Д. С. Лихачеву надо было встретиться с вдовой, а не верить своим ,,мальчикам,,. Больно об этом говорить –– но это ПРАВДА!

Всем, кто интересовался творчеством Ю.П., Галина Францевна дарила его книги. Каждый год в день смерти Юрия Петровича она заказывает панихиду в нашем Брюссельском Храме-Памятнике Царю-Мученику Николаю Александровичу.

Ю. П. Миролюбов:

,,Въ этой жизни все быстротечно,/ и проходитъ она какъ дымъ,/ но законы пребудутъ вечно,/ по которымъ я жилъ молодымъ,/ и законы Добра пребудутъ,/ потому что могуче Добро,/ и меня потому не забудутъ,/ если будетъ еще Добро".

...Пишу расстрелянною кровью,
болею жалостью за всех,
за тех, кого люблю любовью,
прощающей и смертный грех!
За тех, кому не видеть света,
кому в траве худой лежать,
кому приснилась на рассвете
благословляющая мать!

Уходят души белым роем,
летят в лазурь, в страну без слез.
Поклон немеркнущим героям!
Да примет в руки их Христос!
Мы, пережившие, узнаем
когда-то все их имена,
и над горящим нынче краем
взойдут пшеницей семена!

Юрий Петрович Миролюбов /1892-1970/».


* * *

Упоминаемого Вами писателя Дмитрия Михайловича Балашова я хорошо знал лично. О нем я писал очерк, который вошел в мою книгу "Путешествия. Рассказы о писателях России". Я жил у Балашова в деревеньке на Онежском озере в Карелии в начале 1980-х годов, косили вместе ему сено на коров. Тогда у Дмитрия Михайловича было уже, по-моему, десятеро детей. К сожалению, он был больше светский человек, чем православный, церковный. Не случайно его и топором рубили, и кого-то он сбил на машине, жен менял... А в конце жизни, в 1990-х годах, Дмитрий Михайлович ПУБЛИЧНО призвал народ голосовать за коммунистов-богоборцев, стал доверенным лицом их лидера Зюганова… Господи, как же поуродовал Совок отличных по духу русских людей, вот и Балашов был РАЗДИРАЕМ. Смерть –– это экзамен на нашу Веру, Православность, то есть –– РУССКОСТЬ! Выдержал ли его Дмитрий Михайлович, удушенный куском провода в присутствии родного сына?

* * *
"Прелюбодеяние" это, по-моему, только и есть что прелюбодеяние, определенное в Евангелии, без всяких интеллигентски-мистических поправок. В жизни А. С. Пушкина, это, например, его постельные утехи в собственном доме, невдалеке от его супружеской спальни с женой Натали, –– в комнате ее сестры, с сестрой Натали Александриной, что от горячки однажды даже потерял там в простынях свой нательный крест.

Упоминаю сие и для того, чтобы показать НЕСОКРУШИМУЮ связь ГРЕХОВНОЙ СЕТИ, путающей ЛЮБОГО человека, независимо от какой ячейки "невода" она берет корень: сладострастия или кощунства, богохульства. Вот Вам для наглядности и проекция уже поминавшегося мною литераторского кружка "Арзамас", членом которого вместе с Жуковским, Вяземским, Батюшковым, Пушкиным В. Л. –– дядей А. С., был и Александр Сергеевич Пушкин. См. на "Портале Кредо Ру" по адресу: http://portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=303, –– перепечатанную статью из журнала "Новое литературное обозрение" 9 (1996), сс. 73-129 "Олег Проскурин Новый Арзамас - Новый Иерусалим. (Религия общества "Арзамас")".
Цитирую из нее:
"...Вступающему в "Арзамас" надлежало произнести торжественную клятву, звучащую местами как своего рода "Символ Веры" в негативе (ср. хотя бы концовку клятвы: "Память моя да исчезнет с лица земли без шуму; да будет забвенна навеки и с моими писаниями: и да не будет им воскресения. Аминь!" (I, 269) и соответственно 5, И и 12 члены Символа Веры). Чтение арзамасской клятвы оказывалось, таким образом, травестийным эквивалентом исповедания веры, удостоверяющим готовность оглашенного принять св. крещение...
Совершенно особым, "сакральным" смыслом наделялся в арзамасском ритуале красный колпак, увенчивающий голову нововступающего члена. Он не только употребляется, но даже и упоминается с подчеркнутым благоговением: это "нетленный красный колпак арзамасский" (1,284), "красный колпак возрождения" (I, 286) и т.п. Колпак здесь оказывается эквивалентом крестильных одежд, символизирующих духовную чистоту и праведность новой жизни...
Свой ответ на этот вопрос предложил в чрезвычайно интересной, во многих отношениях пионерской работе В. М. Живов. Суть его толкований арзамасских "кощунств" сводится к следующему: "Кощунства Арзамаса двуплановы. С одной стороны, они инвертируют внешнее сакрализованное положение поэта... С другой стороны, они направлены против "Беседы" ("Беседа любителей русского слова" –– литературное общество консерваторов, наследников классицизма, противников реформы языка Карамзиным, возглавлявшееся православнейшими Державиным и А. С. Шишковым –– В.Ч.-Г.)... Кощунства, направленные на "Беседу", характерны в двух отношениях. Во-первых, они связывают употребление церковнославянизмов с церковностью, демонстрируя, таким образом... отношение к церковнославянскому как к сословной собственности духовенства... Во-вторых, они представляют литературное общество, Беседу, как церковную общину и, таким образом, с еще одной стороны карнавализуют сферу внутрилитературного быта".
П. Г. Паламарчук (создатель, при помощи А. И. Солженицына в первом издании в Париже, знаменитого четырехтомника альбомов «Сорок сороковов» об уничтоженных русских церквах; православный писатель МПшно-"Зарубежной" складки и яркий публицист, умерший в 1990-х годах –– В.Ч.-Г.) объясняет самую возможность греховных арзамасских забав тем, что участники их не ведали, что творили (по всей вероятности, исследователь склонен считать арзамасцев чем-то вроде полуязычников, еще не сподобившихся истинной благодати): "Случайно образовавшийся игривый "Арзамас" вышучивал ее (Беседу. — О. П.) как мог, упоенно занимаясь тем, что в современной культурологии называется "антиповедение". Забавы эти не знали еще той грани, за которою пересмешничество через глум перетекает в кощунство, и потому нам на расстоянии почти в два века кажутся порою довольно-таки жутковатыми".
Нетрудно заметить, что традиционные для советского литературоведения представления об антицерковном и вольтерьянски-кощунственном характере "арзамасских шалостей" остались неприкосновенными и у новейших авторов — изменились оценки, но не толкования".
Вот, уважаемая собеседница, с каких "шалостей" "солнце русской поэзии" Пушкин начинал не только в "чужих постелях"... А была у него среди др. непристойных литературных произведений и поэма "Гаврилиада", описывающая "сцену" зачатия Богородицей от "голубя" и т.п. И это он сотворил в начале века, когда русские почти все были ХРИСТОВЫ!
Как пишут литературоведы (А. С. Пьянов, комментарий к сборнику: А.С.Пушкин. Стихи не для дам. М.: Интерлист, 1994):
"В 1828 году этот пародийно осмысленный евангельский рассказ о деве Марии был передан в списке петербургскому митрополиту. Против Пушкина возбудили нешуточное дело, вменявшее ему в вину богохульство, оскорбление религии, что могло закончиться новой ссылкой. Однако произошло загадочное объяснение с царем, в результате которого с поэта были сняты подозрения в авторстве "богомерзкого" творения, на чем он настаивал, давая объяснения церковникам".
Однако, как далее отмечает Пьянов, у лихого "арзамасца" П. А. Вяземского "с 1822 года надежно хранился пушкинский автограф "непристойной" поэмы". Т.е. на сей раз Пушкин самым малодушным образом "открещивался" от написанной им богохульной "Гаврилиады". Не раскаялся перед Церковью! Государь, возможно, в той "загадочной" беседе и взял грех Пушкина на себя.
И вот, наконец, финал знаменитой своей "антицерковностью" в Совке сказки Пушкина "О попе и его работнике Балде", которую он не осмеливался публиковать при своей жизни, созданной поэтом в совершенной его зрелости и ответственности в 1830 г. Ею нас советские педагоги пичкали с раннего детства в детсаду и школе, она издавалась, издается широчайшими тиражами поныне:
"Балда его тут отыскал,/ Отдал оброк, платы требовать не стал./Бедный поп/ Подставил лоб:/С первого щелка/ Прыгнул поп до потолка;/ Со второго щелка/ Лишился поп языка,/ А с третьего щелка/ Вышибло ум у старика..."
С каким смаком, "народной" шутливостью описывает Пушкин убийство священника... И вот этого "поэта с мировым именем", как замечаете, Вы, называющая себя православной, ставите во всем "ПЕРВЫМ"? Насколько Пушкин как кощунник отличается от другого "великого писателя" графа Л.Толстого, уже ОФИЦИАЛЬНО отлученного от Церкви? Сколько Пушкин соблазнил упражнениями Балды миллионов людей раньше упомянутого Вами негативно В. Набокова и еще соблазнит, начиная с читательского детства?
У И. А. Крылова есть мудрейшая басня "Писатель и разбойник". Суть ее в том, что на том свете разбираются в своих прегрешениях разбойник, убивший несколько человек, и писатель, написавший несколько книг. И получается, что разбойник за погубленные им души в аду отстрадал, но писателю так и не будет прощения. Потому не будет, что книги его, написанные в гордости, самомнении и др., чем грешат ВСЕ "художественные" писатели, поэты, ПРОДОЛЖАЮТ и продолжат губить души читателей. Писатель обречен на нескончаемые муки в преисподней за то, понятно, что здесь был выдающимся, на виду и т.п.
Все это я к тому, что любое художественное искусство –– ДЕМОНИЧНО. Писатель-художник своим словом (а Слово –– целокупно, как Логос достойно лишь Бога), почти всегда –– по наущению сатаны пытается "дублировать" Господа. Писатель, видите ли, создает свой, "параллельный" уже созданному Богом мир –– "сцену и актеров", по выражению Шекспира и других, верно изображающих мир таким "театром". Однако мир наш направлен, по Христу, лишь на единственный смысл жизни –– спасти свою душу. Писатель же пытается навязать человечеству СВОЕ видение этого процесса, а чаще всего –– вообще уводит "развлекухой", чувственностью, своими пристрастиями читателя от заповеданной нам Богом цели.
Отсюда поистине адский парадокс: чем хуже писатель как человек, тем он, так сказать, ЛУЧШЕ как писатель. О Пушкине уже достаточно сказано. Совершенно несносен был и неслучайный автор "Демона" Лермонтов (гениальный "Пустыней, внемлющей Богу", в прозе –– "Таманью" и др.), который, например, нагло унижал постоянно Мартынова в женском обществе, несмотря на просьбы окружающих сменить тон, за что и поучил от того СВОЮ дуэльную пулю. Но верхом бесстыдства был первый русский Нобелевский лауреат И. С. Бунин (стилист , обладатель "парчового" языка Божией милостью, непревзойденный "местами" и лучшим в этой области в русской литературе Набоковым), который в одной со всеми вилле на юге Франции пожилым человеком жил на глазах жены Веры Николаевны с поэтессой Г. Кузнецовой, которая, в свою очередь, была любовницей лесбиянки Г. Степун –– сестры литератора Ф. Степуна, автора прекрасных мемуаров о России.
Понятно, что для того, дабы точно написать ВСЁ в этом мире вплоть до дьявола и его проявлений, надо же и самому временами быть как дьявол. ПОЭТОМУ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ЦЕНИТЬ ПИСАТЕЛЯ ТОЛЬКО ПО УРОВНЮ ЕГО ЛИТЕРАТУРНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.
См. "Воспоминания" А. Г. Достоевской –– последней супруги нашего самого великого православного писателя Федора Михайловича. Однажды за границей после музейного лицезрения "Сикстинской Мадонны" на ее банальные впечатления он бросил: "Если дура, держи язык за зубами". И это той, что создала издательство, вытащив Ф. М. из хронических долгов, той, у которой, проиграв ВСЕ деньги, для последней ставки на рулетке он схватил драгоценную брошь, дареную им А. Г. на свадьбу, и проиграл ее. Впрочем, Ф. М. иногда даже на Солнце злился, раздражаясь, например, как оно медленно садиться... НО ДОСТОЕВСКИЙ, В КРАЙНЕМ ОТЛИЧИИ ОТ ПУШКИНА, ЛЕРМОНТОВА, БУНИНА, ВСЮ ЖИЗНЬ РАСКАИВАЛСЯ В ТАКОМ И ДРУГИХ ГРЕХАХ. Поэтому Федор Михайлович подлинно велик.
А вот пример прекраснейшего человека, но именно поэтому совершенно пресного, скучного прозаика –– парижский эмигрант Борис Зайцев, у которого великолепны рассказы о св. Сергии Радонежском, св. Афоне и т.п., т.к. это –– ЕГО. А в прозе неудачен, т.к. в подлинном искусстве не сотворишь без, пропади она пропадом, чертовщинки хотя бы.
Вы пишете, Набоков –– "растлил". Но в жизни он был достойнейшим человеком, ВСЕЦЕЛО оправдавшим свою аристократическую фамилию, отличным семьянином, всё его "бретерство" –– с бабочками сражался, ловя для коллекции. Набоков ЛИШЬ на бумаге написал "Лолиту", сконструировав образ педофила и развратной "нимфетки", всего лишь для того, чтобы скандально (иначе там нельзя) заявить себя в англоязычно-американской литературе. Он на бумаге литературой играл, конечно, растлевая, но ведь не лез истинным героем-любовником в постель своей золовки, не уходил в спальню к другой на глазах жены. Это ведь огромная разница: бумага и Жизнь, если мы говорим по гамбургскому счету. ЛИТЕРАТУРА, по этому счету начистоту, НА ЖИЗНЬ НЕ ВЛИЯЕТ. Кого Набоков растлил, коли они сами не растлились духовно, душевно?
Набоковскую "Лолиту" можно не читать, а как было окружающим великих НЕ ВИДЕТЬ вышеописанных мерзостей, включая какие-нибудь фригийские колпаки "арзамасцев"? Кроме всего прочего, коли уж по Вашему: "Если писатель или поэт что-то сделали для России, для языка, для культуры - это самое главное", –– то именно Набокову Вам надо поклониться в самые ножки, потому что на уровне возможностей русского литературного языка, стиля, всего этого его "гуашевого дыма" из трубы паровоза и т.д., ему в истории нашей Литературы нет на сегодня равных. И лекции его по русской литературе, ах, как хороши! Пушкин Русскую Словесность блестяще начинал, Набоков закончил. Не верится мне, что кто-нибудь уже сумеет что-то еще сделать в той "парчовости", идущей от Гоголя, Бунина, завязанной у Шмелева, "извернутой" у Ремизова, поэтов Серебряного Века и т.д., какую создал неутомимо, литературнейше Набоков. Ну да, облиты его слова неким мертвенным, бездушным светом Луны –– не горячего пушкинского, светлого толстовского Солнца. Но вклад-то Набокова в боготворимый Вами "язык, культуру" России громаден!
Увы, уважаемая собеседница, Ваше это высказывание я устал слушать в писательских застольях в застойные советские годы. Так вот, не для "ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ" я хочу теперь постараться, а для собственный души, как заповедано, для нашего Православного Дела. Язык, культура, да и сама Россия –– лишь "служанки" Промысла Божеского на Земле. А в тех писательских застольях я давно усёк, что для них, в основном безбожных литераторах советского замеса, бог –– Литература, а не Иисус Христос. Зачем же и Вам даже в каких-то смыслах менять Бога на литературного божка?
Обращать внимание, по-моему, пристало лишь на нескольких писателей, подлинно православных, их потому и мало: Гоголь, Достоевский, Лесков, литератор К. Леонтьев, неплох теплотой, «узорчатостью» и прозаик Шмелев. А как я больше всех любил графа Л. Толстого, пока не осознал, что он ОТЛУЧЕН от Церкви. Как я любил его простоту невероятную и занимательность в то же время языка, какое барство, благородство даже в интонации и т. д. Вот как дьявол подсовывает смачные, красивые побрякушки. А Достоевский (прав в его лекциях по русской литературе Набоков!) плох как портретист, пейзажист, "выстраивальщик мяса романа", я "Бесов" потому до сих пор не могу осилить, однако же Федор-то Михайлович –– ПРАВОСЛАВНЫЙ без подмесу жизнью и словом.

Ну да, лучше всего совсем бы не писать художественного. Мой знакомый один богомолец вообще не читает романов, не дай Бог ему и стихов, читает только духовную литературу: наверное, прав. Но я, представьте себе, еще в школе, конечно, писал стихи, потом –– рассказы, потом журналистом вкалывал, и ВСЮ ЖИЗНЬ, ГОДАМИ, десятилетиями бил в ОДНУ точку литературы, чтобы самовыразиться. Ничего больше не умею... Если бы не влип в "позлащенные кандалы литературы", как говорил писатель В. Я. Шишков, я всегда мечтал быть врачом... Тут мгновенная отдача от тех, кого ПОДЛИННО вылечил, помог, а не смутил словом, соблазном.

Давно уж я не заворожен словом. Это у Вас, как относительного неофита в нашем деле, еще есть иллюзии и вытекающие из них, простите, сестра, банальности в умозрениях, умозаключениях. Так точно как библейские авторы не написать современному человеку и с пушкинским талантом. Стоит ли в страдании за недостижимое ломаться всю жизнь? Другое дело, что ежели есть дар, какой-то талантишко, надо по Евангелию и не зарывать его в землю.

Вот, например, неплохие «попаданиями» стихи:

КУТЕПОВЕЦ
Марианне Колосовой

Антон Васильев,
Москва

Сигару уткнув в недопитый "гордон",
Вы цедите блюзы и женскую лесть.
А мне –– на восток, за железный кордон,
Со мною –– наган вороненный да честь.

Там –– красное счастье, расстрелы куют.
Там душат ипритом, станицы горят.
А здесь –– патриоты, витии снуют
И все говорят, говорят, говорят…

Так пусть ваш вечерний заплаканный звон
Приемлют Ла-Манш и Панамский канал,
А мы –– будем биться в железный кордон,
Чтоб где-то, когда-то он трещину дал.

И мы остаемся такими везде,
Версерки Галлиполи, кштарий Ясс!
Ведь только и гаснуть кровавой звезде
От светлых, как лед, ненавидящих глаз.

Добро вам понять, как Россию спасать:
Дымится гавана, и в козырях туз…
А мне –– провалившись в болото, стрелять
В ползущих овчарок, в зеленый картуз.

А там –– ни ночей, ни рассветов, ни дней,
Доколь не дойдет Воскресения весть,
Но родина будет навеки моей:
Порукой –– наган вороненный и честь.


Стихотворение из газеты «Наша Страна» № 2731, 25 января 2003 г., Аргентина.

© «Россия – далее везде»
Публикуется с разрешения автора
 
 

© проект «Россия - далее везде»
Hosted by uCoz