Проза и поэзия
 
 

Бондаренко Валерий

 

В ПУТЕШЕСТВИИ ЗА СОБОЙ (Штрихи к творческому портрету Юлии Алехиной)


«Ах, верен я, далек чудес послушных.
Твоим цветам, веселая земля!»
М.Кузмин.

«Только не спрашивай ни у кого совета. Как быть, куда идти и что делать дальше».
Ю.Алехина


Меня могут сразу же упрекнуть в некорректном соседстве двух этих эпиграфов, хотя они здесь, мне кажется, совсем не случайны. Однако начать хочется с уточнения, потому что без него, увы, совсем уж не обойтись у нас, когда пишешь о прозе автора-женщины. Речь идет о пресловутом понятии «женская проза». Так вот, к специфически «женской» или «мужской» прозе я отношу для себя только те вещи, которые написаны с позиций шовинистов своего пола, когда приятные иллюзии о себе любимом навязываются миру. Когда этого не происходит, когда автор честно смотрит в глаза жизни, — перед нами просто проза: хорошая, посредственная или великая…

Ого! Кажется, второй эпиграф вот так сразу и оказался обоснованным. А чтобы прорваться к первому, обратимся к нескольким, на мой взгляд, лучшим или самым характерным произведениям Юлии Алехиной.


«ПРИДЕТ СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК»
http://www.proza.ru:8004/texts/2001/02/06-24.html

Есть у каждого автора свой особый рассказ, повесть или роман, — свой особый самый важный и задушевный текст, который он не написать просто НЕ МОГ. Все остальные, в разных вариантах, — мог, а вот этот — ну как дыхание, только свое, родное, природное. Рассказ «Придет серенький волчок», по-моему, и есть такой у Алехиной. Та вещь, создание которой продиктовано не просто жизнью, — судьбой. И дело даже не в автобиографизме вещи, а в смысле ее.

А собственно, о чем рассказ-то, казалось бы? «Двадцатилетняя измученная девчонка отказывалась встречаться с друзьями, запиралась в комнате, покрывала тетрадные листки кривыми строчками»… Рассказ о любви, о вечных несовпадениях, как в старой песне: «Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает!». Здесь, по сюжету, свой вариант ситуации, который выражен афоризмом: «Мало хотеть одного и того же. Весь фокус в том, чтобы захотеть этого одновременно». Афоризм горький, оплаченный: из несовпадений сложились судьбы. Судьба одного из героев — уж точно.

Но афоризм — форма для подведения итогов. Герои рассказа живут сразу во «вчера» и «сегодня», они как бы плывут на лентах двух эскалаторов: она — вверх, он — вниз. И лента эта достаточно долгая для нее, чтобы прожить, пережить и подвести итоги.

Эта способность прожить, пережить и сделать вывод — определяет поэтику Алехиной вообще, мне кажется. Отсюда эмоциональность и рацио текста одновременно, одним аккордом. И естественный элемент, связующий их, — юмор. Интересно, что почти никогда — ирония, хотя выводы делаются болезненные порой. Отношение к жизни мудрое и терпимое, но культа терпеливости нет ни капли, — слишком мы любим жизнь.

Я думаю, лента несет героиню рассказа вверх, не потому только, что ей всего двадцать. Здесь все определяет качество характера, а не возраста.

Наверно, с этого рассказа и началось для нее писание. Но оно продолжилось в новых рассказах и новых темах, упрочивая одну очень важную для всех нас черту.

Я разумею трезвость.

— Да какая же это трезвость! — возразите вы. – Влюбляется, как с моста в воду сигает… Вот, хотя бы эта ее «Коляска»…

КОЛЯСКА
http://www.proza.ru:8004/texts/2001/11/09-46.html
«Я незамужем, и с тех пор, как я познакомилась с Пашей, замужество представляется чем-то все менее вероятным. Мне остается только вытатуировать его имя на внутренней стороне бедра, или художественно выстричь на лобке - пусть любуется. Все равно, больше никого не предвидится». Любовь безнадежная, потому что без будущего, одно настоящее, пьянящее и тревожное. И, что совсем уже редкость, — любовь жертвенная. Потому что это жертва – стоять в очереди за коляской (многотрудный 1983 год) для грядущего ребенка любимого человека, хотя сам ребенок — от той, законной. С которой дружишь, каждое слово которой (каждая Ему похвала) — как в сердце нож. Как подтверждение: да, он такой один, больше такого уже не сыщешь.

Вот интересно: возможно ли так отравиться любовью в наше, куда как более прагматичное и суровое к чувствам время? В чем-то этот рассказ будет уже мало понятен совсем молодым: изменилось время, они не помнят тех лет, они живут в иных обстоятельствах. И может быть, отравиться любовью сейчас — просто чревато крахом?.Или юмором, в меру черным, как в следующем рассказе..

ЛЕКАРСТВО ОТ ЛЮБВИ, ИЛИ ИЗЫДИ, ПРИСУХА СТЫЛАЯ
http://www.proza.ru:8004/texts/2001/04/04-32.html

«-Ну, и с чем вы пришли, женщина? – спрашивает он, хотя только что записал мое имя.

-Вот, у меня... любовь... - докладываю я, робея. Слишком сильная. Мне больно все время. Сделайте что-нибудь».

Героиня этого рассказа пройдет через руки врачей и знахарок, а потом явится однажды на работу и…

«Приходя, узнаЮ, что шеф наполовину срезал мне зарплату за фактический срыв квартального проекта. Все. Денег на врачей больше нет. Я машинально включаю компьютер, невидящими глазами уставляюсь в монитор. Руки сами ложатся на клавиатуру»…

Все, дальше не цитирую.

Прочтите сами.

Выводы делайте сами.

А я вывод из этого рассказа сделал один: может, это самый ЗВОНКИЙ на сейчас текст у Алехиной. Текст-витамин: кисловатый, но полезный и вкусный. Прочтете, посмеетесь (может, и над собой?) и, наверное, согласитесь с автором…


СЧАСТЬЕ
http://www.proza.ru:8004/texts/2001/09/05-58.html

Нет, жизнь не только вымощена выводами. Она еще и взращена состояниями души, она пробегает в ореоле нашего настроения. Настроение — минутно, но так важно. Им, в конечном-то счете, определяют качество жизни. Почему и органичны для Юлии Алехиной миниатюрки-«настроения». Вот одна из них — с ультимативным почти названием. Почему ультимативным? Ну, энергетика текста такая. Напористая:

«А назавтра сижу у дантиста в кресле, негромко играет радио, итальянцы распевают «ма-ма-ма, мама Мария, ма-ма, ма-ма, мама Мария…», и я смеялась бы от счастья, если бы только могла смеяться с широко открытым ртом.

Потому что я – живу, живу, живу…»


ПРЕКРАСНЫЙ МИР, БЕЗУМНАЯ ЛЮБОВЬ
http://www.proza.ru:8004/texts/2001/06/20-01.html

«Она повалилась в траву, и зашептала себе самой, сбивчиво и горячо: «Сумасшедшая, сумасшедшая… Опять, опять ты убежала… Опять ты убежала от всех, прибежала к себе…»

Перед нами, на мой взгляд, самый поэтичный рассказ Алехиной. Рассказ, в котором смело используются штампы пресловутого «женского романа» с любовью-страстью на очень свежем и пахучем летнем воздухе. С героем женских грез и сердец — с героем несчастным и мужественным. Которому счастье принесет ОНА. И он ей — тоже. И…

Не хочу говорить, чем кончился этот рассказ-идиллия.

Для меня очень значимым для всего творчества Юлии Алехиной показалось это соседство-противостояние, заявленное в названии: «ПРЕКРАСНЫЙ Мир, БЕЗУМНАЯ Любовь…»

Другой, иронический, отрезвляющий оттенок названия почему-то забывается по прочтении…


МЕНДЕЛЕЕВ И СКАЗКИ
http://www.proza.ru:8004/texts/2001/04/22-51.html

Собственно, это рассказец-шутка. Он о мистической расчисленности мира. Говорить об этом всерьез как-то незачем: это или слишком серьезно, или слишком банально. Но есть третий выход: поговорить об этом СКАЗОЧНО. При столкновении с непонятным в душе просыпается ребенок, — тот, кто позволяет с юмором и надеждой взглянуть на мир:

«Я иду домой в потемках. Мой муж-молодожен, словно живой укор, варит себе пельмени на ужин.

-Слушай, - говорю я ему, - я улетаю

-Куда?

-На Планету Сказок.

-Когда?

-Когда умру.

-Когда умрешь, лети куда хочешь».

ТРИ ИСТОРИИ
http://www.proza.ru:8004/texts/2001/08/06-24.html

Кто-то сказал: «Жить — больно». Ребенок в жизни женщины — инструмент ее собственного самопознания. Вокруг этих двух истин – слишком очевидных, простых, но проживаемых так непросто — вертятся три истории, собранные в цикл. Я думаю, последний рассказ цикла — «Альма» — самый трагичный сейчас у Юли. Потому что горе взрослой любви (болесть-напасть) все-таки изживаемо и поэтому поправимо. Совсем другое дело, когда, возможно, угробил чужую, беззащитную жизнь. За это – неминуемая расплата. Может, поэтому безмятежный рай человека — в мире игрушек? В мире одуховленных символов другого, страшного и живого мира?

Мне этот цикл прочелся как некий вопрос куда-то, — вопрос, на который ответа нет и, наверное, никогда не будет.

Милосердие устроителя мира живых проявляется, видно, в том, что человеку дано забыть, забыться…


CHASING A HERO
http://www.proza.ru:8004/texts/2002/01/14-03.html

Итак, дорастим наш второй эпиграф (впрочем, уже объясненный) до полновесной подробной цитаты: «Только не спрашивай ни у кого совета. Как быть, куда идти и что делать дальше… Сатана искушает нас в эти минуты. Зачем мучить людей – они знают не больше, чем мы с тобой. С чего мы взяли, что они знают лучше? Течение жизни покажет – с кем остаться, где работать. Не противься сильным ласковым рукам, подталкивающим тебя в сторону лодки, что качается на воде. Не шуми, не суетись, а то не услышишь тихого голоса своего божества. И если можешь обойтись без чего-то, лучше обойдись. Так спокойней. Вот уже и я даю советы. Зачем? – можно подумать, я знаю лучше… У каждого своя лодка. У кого байдарка, у кого крейсер».

Как, у Алехиной — и нравоучение? Нет, у нее – снова сюжет, и сюжет, прямо скажем, закрученный. Потребность что-то обобщить наступает «по ходу дела». Потому что как же не обобщить результаты «полевых изысканий» героя? Героя задуманного романа, а может, — а вдруг? — и жизни.

Мне кажется, это что-то новенькое у Алехиной – такой социальный взгляд. Раньше все главное вроде было в лирическом “глубоко в себе», социум бушевал где-то по краям настоящей жизни, — хотя в эту жизнь вторгался почти непременно и порой как ее жесткий пересоздатель. Я бы даже сказал, что в каждой почти что алехинской вещи ведется этот спор-диалог между велениями мира, жизни – часто неизбежными «нуждами низкой жизни» — и лирическим «я», которое хочет, по сути, очень простого и страшно все-таки дефицитного: счастья, радости, тепла и, наконец, покоя. Вот почему мне понадобился второй эпиграф – эпиграф из М.Кузмина. Потому что идеал прост и сердечен. Но добавим: жизнь, о которой пишет Алехина, — явно диалогична, и это не спор, не препирательство-противоборство, а обретение мудрости. В конечном счете, это обретение себя во всей полноте жизни.

Обещающий парадокс этой вещи состоит, мне кажется, в том, что она эпична по своему запалу и по своей структуре. А также парадокс и в том (важный уже — как бы это сказать? — смыслово, как вывод), что герой в рассказе найден самым неожиданным образом.

Какой?

Прочтете - узнаете…

© Россия – далее везде. Публикуется с разрешения автора
 

© проект «Россия - далее везде»
Hosted by uCoz