Критика и эссеистика
 

Вводная статья: Эсфирь Коблер
"Владимир Сорокин и охлократия".

Никогда они (писатели) в такой
степени не претендовали на роль
духовных наставников, и никогда
ими в такой степени не были.

Симона Вейль.

Для того чтобы понять, как родился замысел данного проекта, надо попытаться осмыслить, что произошло с нами за последние 15 лет и как это отразилось, скажем, в творчестве одного из самых известных писателей, знаковой фигуры 90-х годов, Владимира Сорокина.
Как так случилось, что Владимир Сорокин не только высмеивает советские, а заодно и диссидентские мифы, пародируя их едко и смешно, стилизуя свои романы и стихи буквально под каждого известного писателя ХХ века, но и, фактически, заканчивает тем, что уничтожает русскую культуру вообще, после чего заявляет, что текстов больше не будет. Он как бы дает нам понять, что "Голубое сало" - это крах всех сознательных и подсознательных иллюзий целой культурологической эпохи ХIХ - ХХ века. Как так случилось, что наши бывшие " властители дум" просят немножко побомбить Россию, чтобы здесь поумнели, и жить стало лучше, и веселее, что один из культовых писателей 90-х годов, утверждает несостоятельность нашей привязанности и любви к тем культурным ориентирам, которые нам казались ценностными? И не только их несостоятельность, но и всей эпохи, которая составила жизнь, по крайней мере, пяти поколений. Почему в миросозерцании и менталитете новых поколений происходит, вернее, навязывается полная деградация нравственных, культурных, духовных и социальных ориентиров?
Не хочется приводить даже небольшую цитату из Сорокина, потому что в любом куске мы наткнёмся на ненормативную лексику. Не столько страшна сама ненормативная лексика, как жажда Сорокина уничтожить всю русскую литературу. Он берёт на себя смелость разрушать прошлое.
Сорокин лишает нас единственного, что у нас осталось - корней культуры.
Он берет на себя ответственность разрушить прошлое. "Разрушенное прошлое никогда больше не возвращается. Разрушение прошлого - это, возможно, наитягчайшее преступление. " (Симона Вейль "Укоренение").
О книге Сорокина так много писали и спорили, что возвращаться к ней не буду.
Но что же с нами произошло, если знаковый писатель пишет именно так? Что он почувствовал? Что отражает?
Можно смело сказать, что почувствовал он запах крови и разлагающихся трупов. За нашими амбициями и надеждами, за нашим стремлением к революционным переменам, за жаждой свободы и открытости миру, встало нечто совершенно иное, то, о чем потихоньку, очень робко начинают говорить, но не смеют осмыслить до конца. Поскольку мы взяли на себя смелость создать некий культурологический проект, мы обязаны расставить все точки над и, обязаны попытаться развеять иллюзии.
Иллюзия первая. Никакой революции у нас не было, а была проигранная война и не одна. В середине 60-х мы проиграли войну идеологическую. С вводом наших танков в Чехословакию ни о каком "социализме с человеческим лицом" речи быть не могло. Вторая проигранная война - технологическая. С начала 70-х, когда началась гонка технологий, мы зациклились на военно-космических технологиях, объявив все остальное, например, коммуникативные системы, буржуазными. Тут, вероятно, играли роль экономические и идеологические причины. Третья война, которую мы проигрываем сейчас, включает в себя два аспекта, для России, наверное, самые значимые. Это война демографическая, когда колоссальные просторы просто некому заселять и их придется уступать, и война ценностно-культурологическая, когда противник, то есть мы с вами, должны потерять все нравственные ориентиры, заложенные в любой религии, любой культуре, любом социально-информативном сообществе.
Симона Вейль в своей книге "Укоренение" пишет: "Лишение корней происходит всякий раз при военных завоеваниях, и в этом смысле завоевание почти всегда - зло... Даже без военного завоевания власть денег и экономическое господство могут навязать чужеродное влияние и вызвать болезнь "лишенности корней".
Вот, что произошло с нами.
В результате военного поражения к власти пришли не демократы, не буржуа (откуда им взяться после 80 лет советской власти), не интеллигенция, не группа экономических специалистов, а охлократия. По их глубокому убеждению, при неглубоком уме, мы должны были пройти стадию первоначального капитализма, разрушив те небольшие достижения в сфере высоких технологий, которые мы имели, что, понятно, вполне устраивало политиков вне страны.
Второе. Давайте лишим себя последней иллюзии: у нас нет демократии. То, что получилось у нас - это охлократия. Власть не народа, а черни. Соответственно произошла и охлократизация языка (выражение Василия Аксенова), не только языка, но и всей культуры вообще. То, что нам навязывается сейчас - это культура бандитов и проституток, потому что именно они имеют власть и деньги в огромной растерзанной стране. Добавьте к этому наркотики и обесценивание человеческой жизни, и вы получите полную картину того, что защищает наше правительство и кому служит государство. Вор в законе загнал народ в зону, а сам пирует на просторе.
Иллюзорность, подмена понятий и породили такого стилизатора как Владимир Сорокин. В последние годы советской власти иллюзорность понятий была очевидна и Сорокин прощался с ними весело и едко. В первые годы новой власти мы все питались иллюзиями вместо реальной пищи, а вот Сорокин, как человек тонкий, почувствовал вкус говна на языке, и с размаху попытался вырвать даже те жизнеспособные корни, которые, может быть, еще будут питать нас. Сорокин сделал свое дело, Сорокин может уходить. У Сорокина не может быть учеников или последователей, только плоские подражатели. Все, что можно было достать из нашего подсознания, он достал. Он попал в свое время в свое место.
Что же происходит теперь? Ситуация изменилась. Власть переходит к силовым структурам: ФСБ, МВД, армия. Но бояться их диктатуры не стоит. Это силовые структуры страны, проигравшей войну. Это коллаборационистское правительство, в котором все заинтересованы, так же как и наша охлократия, набить карманы.
Поэтому коррупция в армии чудовищна. Она началась еще с поражения в первой войне, идеологической, и теперь приобрела масштабы национального бедствия. Наша милиция защищает исключительно бандитов, которые ее, фактически, содержат. ФСБ вовсе не желает ловить террористов или перекрыть наркотрафик, который льется широкой рекой по всей стране. Не выгодно. Перечень можно продолжить. Уже появилась массовая культура в виде бесконечных детективов и телесериалов с хорошими сыщиками и добрыми милиционерами.
Сохранить страну и попытаться восстановить демократию может только сам народ. А для этого необходимо сохранить и развить подлинную культуру, не дать разрушить лучшее в мире образование, восстановить вертикаль между народом и Президентом, как вменяемую обратную связь.
В проекте "Россия - далее везде" мы хотим собрать писателей, поэтов, художников, философов, критиков, культурологов, искусствоведов. В нем участвуют как совсем молодые, никому не известные люди, так и маститые, всеми уважаемые и узнаваемые лица. Культура в России, вопреки всему, не только не иссякла, а приобретает все более многоплановый и разнообразный характер.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кому интересен этот проект, у кого есть серьезные работы в разных областях культуры.


© проект «Россия - далее везде»
Hosted by uCoz