Критика и эссеистика
 
 

Сергей Фомин

Конец попсе?
«Культура», № 42, 2001.

А все-таки, что-то уже двигается на этом самом телевидении. Прежде же оно, в основном, опускалось. «Перелистывая» в последнее время, как это теперь принято, все тринадцать каналов, которые я могут принимать, я вдруг заметил, что чувствую себя как-то свободнее, как-то легче и даже как-то здоровее. И, анализируя это улучшение своего морального состояния, я пришел к выводу, что причина этого – изчезновение из эфира канала «ТВ-6» программы «Диск-канал».
А ведь еще год с небольшим назад там далеко за полночь разразилось веселье дотоле неслыханное и невиданное -«Диск-канал» отмечал таким образом свое четырехлетие. На эстраду один за одним выходили типичные исполнители, а потом , отпрыгавшись, потные, славили за кулисами концертного зала эту программу положившую все, что смогла, на дело подъема российской «попсы», незаконно присвоившей себе высокое эстрадное звание.

Я бы назвал всех их поименно, но стоит ли, если все из «поднятых» «Диск-каналом» за указанные четыре года отличались такой неотличимостью, что, кажется, решили отказаться и от признаков половой принадлежности.Имена здесь просто нет смысла называть, потому что это и не имена вовсе в традиционном понимании артистическом понимании этого слова. Имя предполагает хоть какую-то индивидуальность, а вся современная попса строилась по принципиально другому принципу – принципу сходства. Из двух притопов и трех прихлопов складывалась мелодия, к ней приставлялись слова. Слова подбирались исходя эстетического принципа «Резник – наше, типа, все», и поэтому «снов-любовь» безвременно исполняло обязанности рифмы. Затем все это вменялось более или менее складно уродившемуся представителю какого-нибудь пола, из всего вышеперечисленного кроился видеоклип, который запускался по телевидению. Затем указанный представитель отправлялся в «чес» по пока еще бескрайним просторам нашей Родины. Бедная провинциальная публика при этом полагала, что, раз то, что ей привозят, крутят в самой Москве, значит, так и надо. А она, провинция, у нас, между прочим, самая большая в мире, и способная потому обеспечить безбедное существование любому, кто хочет ее развлечь. Чем, кстати, обрекало ему пожизненную провинциальность, чему свидетельство недавний мировой позор Мумия Лагутенко.

Справедливости ради надо сказать, что во всем этом мраке существуют все-таки просветы, не вызывающие непосредственного отвращения. Мне, например, вот уже лет, пожалуй, десять, регулярно поднимает настроение нестареющая композиция «Харе мамбуру» группы «Ногу свело» со всей ее очаровательной англоподобной белибердой, абсолютно точно соответствующей отечественному популярному восприятию популярных импортных произведений такого рода.
Когда-то, когда на канале РТР еще существовала программа «Кафе Обломов» на ее подушки возлег сам, если кто еще его помнит, Борис Зосисмов и с таким же простодушием рассказал Артемию Троицкому, что «раскрутил Ленку», то есть собственную дочь, просто ради эксперимента, заведомо не признавая за ней никаких особенных музыкальных дарований. К удивлению счастливого отца компакт разошелся стотысячным тиражом.

Теле-поп-музыка, призванная развлекать, на самом деле утомляла и раздражала, поскольку являлась и является достижением не собственно музыкального искусства, а искусства продюссерской деятельности, за которой до сих пор чувствуется былой комсомольский размах и умение придать значимость тому, что никому не нужно, старые песни о главном порождают все новые и новые песни ни о чем.

Но для полноценной «раскурутки» телевидение последоватьльно впаривало зрителю и бесконечные интервью, из которых он узнавал, что столь любимый женской части аудитории попрыгунчик в прежнем своем воплощении был инженером по холодильным установкам, а также то, что думает Лика С. Пастова о результатах предстоящих президентских выборов еще до того, как этого не определили лучшие умы страны.

На обслуживании этой бездарности взросла целая порода столь же талантливых телевизионных журналистов, ярчайшим представителем которой стал эфирный мутант, вложившийся в это славное дело, вплоть до того, что вместо природных имени и фамилии оставил себе только две буквы – ОК. Взращенный в московских тусовках провинциал, прославлявший себя за неимением способности ни к чему другому только посредством мгновенно забывающихся скандалов, он был в полном не состоянии понять, что вообще несовместим с телевидением. И то, что он столько лет и с таким нечеловеческим усилием производил, чтобы привлечь к себе внимание, было патологически никому не интересно. Но, тем не менее, он целых четыре года вел он к нашему всепрощающему зрителю такую же как и сам программу, не сумевшую за отчетный период открыть даже среди отечественной позорно-фанерной «попсы» ничего по настоящему примечательного, кроме, разве, неотразимых пупков группы «Блестящие».

.И вот, всего этого в нашем телевизионном эфире в таком количестве теперь нет, и дай Бог, чтобы больше не было. Но, поскольку вся эта деятельность продолжалась на нашем телевидении и вокруг него примерно десять лет, то можно, наверное, сказать, что таким образом на нем завершилась одна из эпох, чрезвычайно загадочных в своей предельной несложности.
Одной из ее отличий был и еще один удивительный феномен – слияние «попсы» музыкальной и попсы политической. Ничего, впрочем, такого же удивительного в нем не было. Поскольку и та «попса», и эта происходили от одного слова «популярность». И представители обеих «попс» объявились на телевизионной сцене в одно и то же время – чуть больше десяти лет назад, причем одним и тем же способом – посредством телевидения, без которого не в состоянии были сущствоать. И тех, и этих народных избранников-любимцев продвигали посредством его в общественное сознание, поскольку ни те, ни другие другим способом вообще двигаться не могли. Тем же директивным способом, каким начали удовлетворять возросший спрос населения на демократию, стали удовлетворять и его потребность в несложных развлечениях.
И только поначалу казалось, что классический в этом отношении «видовский» «Музобоз», это сокращение от слов «музыкальное обозрение». На самом же деле это и в самом деле был обоз, который тащит за собой всякая армия, в данном случае – армия политиков. Совершенно неслучайно именно Сергей Лисовский, проявивший себя сначала, как организатор массовых зрелищ, стал затем организатором и вдохновителем той президентской компании, апофеозом которой стала вдохновенная пляска на одном из провинциальных стадионов Бориса Николаевича в паре с дебильным Евгением Осиным.

На том же ТВ-6 обслуживавшие музыкальныую «попсу» «Акулы пера» превратились в «Акулы политпера» простым делением – в ту же студию с теми же ведущими завели политиков, при этом даже не позаботившись о том, чтобы собрать другой состав журналистов, полагая, вероятно, что какой-либо другой профессиональной специализации тут не потребуется. Кстати, первым в этот процесс включился Александр Лебедь, что само по себе звучало довольно забавно «Встреча Лебеля с «Акулами», чего в природе вообще-то не бывает.
Когда, примерно в это же время, в эфире появился казалось бы никакого отношения к политике не долженствующий иметь канал МузТВ, то в его заставке явился нам все тот же Борис Николаевич, благодарящий новорожденный канал не за то, что он призван нести народу хорошее настроение, а за то, что, оказывается, принимал участие в предвыборной компании.
Размышляя об этом, можно придти к выводу, что в любой армии главной составляющей ее частью является военный оркестр. Впрочем, в какой-то игрушечной стране вроде Сан-Марино, так оно, кажется, и есть.

И то, что тогда звучало и прежде всего по телевидению, с высоких политических трибун в аналитичекско-политических и наоборот программах, не очень отличалось качественно от произведений поп-музыки с ее натужной непринужденностью, будучи по своему интеллектуальному уровню ничуть не выше, чем «жить нужно в кайф», «плевать на весь хотела (очаровательная, кстати, инверсия) белый свет», а так же «эти», как «облак-я-я-я», так и «голубые глазки».
Кстати, о Жириновском. Только слепонй не заметил бы, что его манеру вести себя перед публикой, саму по себе пародийную, в свою очередь пародировал уже упомянутый ОК, по определению вторичный во всех своих отношениях.
Кстати и о Пугачевой, в эпоху которой, как заявил тот же Борис Николаевич, мы все тогда жили. Незадолго до получения государственной награды второй степени Алла Борисовна всерьез собиралась баллотироваться в ГосДуму причем почему-то от Энегельсского избирательного округа.
Вот такая она была, эта эпоха, завершившаяся в своем телевизионном воплощении уходом из эфира «Диск-канала».

А ведь она могла бы быть, если проводить мировые аналогии, эпохой «Пинк Флойд» и Маргарет Тэтчер, эпохой Эдит Пиаф и Шарля де Голля.
Но, как опять же, пелось когда-то, «вот она, была и нету». И попробуй теперь, «Угадай мелодию», исчезнувшей вместе со своим ведущим так, как будто бы их никогда и не было, хотя и проторчали оба в эфире чуть ли не ежедневно те же четыре года, что дает теперь полное право задать анекдотический вопрос: «Человек, зачем приходил?», если не оставил по себе никакой памяти…
А на одной кнопке с каналом «Культура» теперь, по его оканчании, вместо игривого «Телеэкспо» можно увидеть благородные ночные новости канала «Евроньюз».

Все тексты публикуются с разрешения автора
© "Россия - далее везде"


© проект «Россия - далее везде»
Hosted by uCoz