Критика и эссеистика
 
 

Сергей Фомин


Опрокинутое лицо ТВ.

"Русский курьер», 26.5.2003"

То, что сериал «Идiотъ» (так в оригинале) вторую неделю идет на канале «Россия» чувствуют даже те, кто его не смотрит. И не только потому, что по всему городу развешены афиши, рекламирующие премьеру этого «телевiзионного» (как будто телевидение уже существовала и до реформы русской орфографии 1918 года) романа. А не чувствуют сейчас, так почувствуют в ближайшее время.
Бум количественного роста отечественных сериалов обязан был перейти в качество. И экранизация Достоевского совершила этот переход, чем и вписала май текущего года в историю отечественного телевидения.
Можно не любить Достоевского вообще, можно не вникать во все тонкости переноса на телеэкран глубины мировоззрения одного из самых русских из всех русских классиков. Но невозможно отвязаться от магии его диалогов, где в каждой фразе собрано невероятное психологическое напряжение. После того, как они прозвучали в течении десяти дней из вечера в вечер с утренним повтором, тексты, звучащие в других фильмах становятся на вкус плоскими, как гамбургеры. Да и сюжеты тоже.
Пятнадцать лет назад булгаковское «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко стало поворотным событием в нашем ТВ, и до сих пор видеоцитаты из этого фильма к месту и не к месту подкрепляют измышления политкомментаторов.
Не думаю, что перенесенный на телеэкран под руководством этого режиссера «Идiотъ» породит новую моду на Достоевского. Фанаты, разумеется, найдут здесь какие-нибудь несообразности, но, признайтесь, господа, никто из вас не сможет отрицать, что Владимир Машков вошел в роль Парфена Рогожина без малейшего зазора, и что трудно будет представить другого Лебедева, чем тот, которого сыграл Владимир Ильин. И, конечно же, генеральшу Епанчину Инны Чуриковой, великой нашей, господа, актрисы. Да и самого Епанчина (Олег Басилашвили)
При всех неизбежных изъянах, присущих всякой экранизации, в этой налицо главное - честное стремление сохранить то, вот именно «достоевское», интеллектуально-нервическое напряжение сквозящее в реплике каждого из персонажей, беспрестанно повторяющих «я думая что…» и провоцирующих к тому же зрителя.
И поэтому сериал ««Идiотъ» выполняет главную свою задачу – останавливает сползание нашего телевидения в нынешний, без старорежимного твердого знака, идиотизм.
И тогда вдруг оказывается, что так же всем известная, как и Настасья Филипповна, Светлана Сорокина всячески стремиться оказаться в своем ежедневном, кроме пятницы и выходных, «Основном инстинкте» среди ею же спровоцированного оживленного скандальчика, в котором она так же стремиться каждому, кто осмелиться высказаться, тут же и заткнуть рот. Да еще и при этом вот-вот швырнет в камин сто тысяч. Впрочем, скорее всего – уже и швырнула, и скорее же всего – ни в какой не в камин.
И вдруг же, польстившись возможностью еще раз, помимо своей собственной «Культурной революции», присутствовать на телеэкране, но уже в «Школе злословия», сам министр всей нашей с вами культуры г-н Швыдкой заявляет, как бы ни с того ни с сего, что он – «вольтерьянец и даже хуже…». Шутить изволите, Ваше превосходительство? Как же, то есть, без Бога при такой-то должности? Оно ведь как-то несообразно-с…
…Ну а для тех, кому Достоевский был и остается по фигу, их «Аншлаг», кажется, никто пока не отменял. У нас ведь, слава Богу, сейчас свобода всякого слова-с…

Все тексты публикуются с разрешения автора
© "Россия - далее везде"


© проект «Россия - далее везде»
Hosted by uCoz