Критика и эссеистика
 
 

Сергей Фомин

Счастье для всех или шоколад как политическая идея.

«Алфавит» № 38/2000

То, что наш шоколад самый лучший можно утверждать наверняка. Возможно, не самый лучший вообще, но лучший именно для нас. Просто нужно было некоторое время попробовать и другие, чтобы еще раз в этом убедиться.
Впрочем, можно ли считать уж таким отечественным продуктом, то, сырье для чего привозится, в Москву из далекого, когда-то колониального далека на фабрику, называющуюся и поныне «Красный Октябрь», но основанную в далеком 1867 году немецкой фирмой «Эйнем»? Название и второго центра столичного шоколадного производства «Рот Фронт» («Красный Фронт») тоже восходит к немецким корням, но уже более позднего периода, когда все интернационально- пролетарское ассоциировалось с родным языком Карла Маркса, бывшим и официальным языком вездесущего Коминтерна.
Но что, если попробовать рассмотреть шоколад, как продукт, употребление которого произвело революционное действие в европейских организмах и, соответственно, умах на протяжении всей не такой уж долгой, насчитывающей всего около трехсот лет, истории потребления его на нашем континенте?
Оно началось, как известно, с открытием Америки, откуда какао-бобы были привезены вместе с такими славными созданиями природы, как картофель, кукуруза, подсолнечник, помидоры и табак.
Употреблялся он первоначально в виде напитка и только в первой четверти ХIX англичанин Кэдберри (это не реклама так же поныне существующей торговой марки, а признание заслуг отдельного человека перед всем человечеством), сделал так, что его можно было употреблять в виде плиток и глазури.
Но, впрочем, кулинарная, так сказать, сторона дела в данном случае не так важна – главное то, что шоколад кроме всех своих замечательных питательных свойств имеет и еще одно – в нем содержатся некие особые вещества, которые благотворно влияют на центр удовольствия в человеческом мозгу, и поэтому можно сказать, что употребление шоколада это каждый раз получение порции счастья.
А это замечательное чувство в свою очередь благотворнейшим образом влияет на самосознание человеческой личности, и я поэтому берусь утверждать, что все философские и общественные проблемы, поставленные лучшими мыслителями ХVI-ХVIII веков, связанные как раз с проблемой благополучия каждого человека, были сформулированы именно в следствии привычки употреблять шоколад.
Первоначально шоколад был доступен, как и все экзотическое, только социальной элите, что неминуемо вызывало социальное напряжение в обществе, представители высших слоев которого начинали чувствовать себя психологически по-иному, чем те, кому шоколад был недоступен. Шоколад как и всякий другой продукт покупался за обычные деньги, и поэтому мог оказаться в меню и представителей буржуазии, которая таким образом острее начинала ощущать условность господствовавших феодально-сословных общественных разграничений.
Счастливый человек – свободен, свободный же человек чувствует себя равным с другими свободными людьми – отсюда уже один только шаг до двух главных идеологических постулатов Великой Французской революции и еще ближе до сформулированного Руссо принципа природного равенства всех людей. А кто при этом может оспорить, что шоколад – продукт природы? А то, что твердый, тот есть наиболее удобный в употреблении шоколад изобретен именно англичанином можно расценить и как материальное проявление английского философского свободомыслия. В этом отношении, кстати, можно дополнительно поразмыслить и над известным ироническим изречением Фридриха Нитцше, насчет того, что человеку вообще стремление к счастью не свойственно, к счастью стремятся только англичане.
Впрочем, именно немецкий, как уже было сказано, фабрикант открыл в России собственное шоколадное производство, и таким образом получается, что исторически наш шоколад, как и наш социализм – «переведен с немецкого».
Вспомним и другой факт влияния шоколада на отечественную социальную историю. По окончании Великой Отечественной войны в советском обществе стали проявляться свободолюбивые тенденции, пресеченные властью и усилением репрессий и давлением на духовную жизнь общества изданием известных постановлений о литературе и искусстве. Но не была ли среди других причин общественного оптимизма и та, что в ходе войны в СССР поставлялся по ленд-лизу в большом количестве американский шоколадный порошок?
В ХХ веке шоколад понемногу становится практически ощеупотребительным продуктом, что в свою очередь приводит к мощному развитию во всем мире демократических тенденций и падению большинства европейских монархий.
Интересно также в связи с феноменом отечественного шоколада вспомнить о таком выдающемся партийном советском деятеле, как Анастас Иванович Микоян, который, как известно, находился в числе высших руководителей СССР «от Ильича до Ильича». Именно в ведении Микояна находилась советская пищевая промышленность, и, разумеется, шоколадное производство. В отличие от большинства советских людей, руководители страны и члены их семей употребляли шоколад регулярно, и в итоге понемногу, что называется «подсели» на него, отчего личность человека, отвечающего за то, чтобы он бы в их распоряжении постоянно и в достаточном количестве чуть ли не рефлективно стала вызывать ассоциации с органическим удовольствием. И лишиться каким-либо образом такого человека вызывало бы на подсознательном уровне страх от того, что вместе с ним исчезнет столь важный источник положительных эмоций.
Такое единодушие на протяжении десятилетий объясняется и тем, что к употреблению шоколада практически нет никаких медицинских противопоказаний. Им можно питаться при любых болезнях, которые столь неумолимо поражают так любивших сидеть на своих постах до самой смерти отечественных государственных деятелей. А в числе их привилегий были и так называемые «пайки», где, конечно, не обходилось и без шоколадных изделий, которые, как известно, производились в спеццехах кондитерских фабрик. Я далек от мысли, что этот «спецшоколад» был каким-то особенным, «более шоколадным», что ли, чем тот, который составлял основную массу продукции, но уж просто отборным он был наверняка.
А что стало символом либерализации режима во времена перестройки, как не массовое появление в продаже сопровождавшихся пресловутой телевизионной рекламой импортных сладких батончиков, покрытых именно «толстым-толстым» слоем шоколада и сулящих согласно той же самой рекламе «райское наслаждение»?
И, если, например, рост употребления водки, кстати, тоже имеющей импортное происхождение, многие расценивают, как причину разрушения «общественной личности» отечественного населения, то почему бы не проследить в том же аспекте и факт употребления другого продукта, влияющего на укрепление личностного самосознания самым благотворным способом?

 

Все тексты публикуются с разрешения автора
© "Россия - далее везде"


© проект «Россия - далее везде»
Hosted by uCoz